Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая составляющая журналистского творческого процесса⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
«…Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту… Установление определенного круга занятий и однообразная организация большей части работы являются даже жизненной необходимостью – ибо иначе они не могли бы заработать достаточно на свое существование. Мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудности». Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения
Итак, творчество – один из механизмов адаптации к среде. Будучи естественным и всепроникающим по своей природе, творчество нередко протекает спонтанно. Это особенно заметно в детском творчестве или везде, где мы сталкиваемся со сферой бессознательного. Но и практически все творческие люди отмечают, что центральными моментами творчества являются его непроизвольность и как бы несерьезность и озарение – своеобразное интуитивное схватывание искомого результата. Многие говорят о том, что какие-то гениальные мысли приходили им в голову во сне (В.М. Бехтерев, О. де Бальзак, О. Леви, Н. Бор, Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, И.Ф. Стравинский, М.И. Глинка, Д.И. Менделеев, И.А. Гончаров, А.А. Ахматова). Наряду с этим существуют и профессиональные виды деятельности, основанные на реализации творческого начала. Оговоримся, что в принципе творчество может быть внесено в любой вид деятельности человека, но в некоторых видах деятельности оно выступает как обязательный компонент, обязательное внесение новизны в продукт деятельности или процесс, который сам становится продуктом. Журналистика с ее установкой на нешаблонность относится именно к этой сфере. И вместе с тем режим труда, условия производства медиапродукта «загоняют» творческий процесс в жесткие рамки и своего рода «ловушки» (ограниченность во времени, заданность темы, поточный характер производства, установка на объективность многих жанров и типов передач, коллективный характер труда и т.д.). И, безусловно, каждый человек в силу природных задатков и условий развития в большей или меньшей степени расположен к участию в такого рода творчестве. Почти все отмечают, что творчеству присуща своего рода изолированность. Человек как бы погружается в процесс и частично «отключается» от происходящего вокруг. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, живет только в настоящем; она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий», - отмечал А. Маслоу[155]. У разных людей – разная мера творчества (или креативности, способности рождать что-то новое), однако она может быть развита. За протекание творческого процесса несет ответственность уровень надсознания, то есть уровень психики, направляющий целостное поведение личности на решение новых жизненных задач, независимо от сознательно-волевых усилий. В силу природных задатков человек может быть предрасположен к двум типам деятельности – деятельности по созданию предметов вещественно-энергетической природы и деятельности по созданию информационных продуктов (в этот перечень включается и Джоконда, и симфонии Берлиоза). Исследования психологами качеств творческих личностей позволили выяснить, что творческие способности имеют одинаковую природу как для естественных, так и для гуманитарных направлений. Е.П.Торренс сформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым от интеллекта фактором.
5.2.1. Творческий стиль мышления
В книге Н.П. Бехтеревой «Магия мозга или лабиринты жизни» читаем: «Есть у человека (а может быть, и у животных) качество, степень выраженности которого очень широко варьирует от индивидуума к индивидууму, позволяя в одних случаях говорить о способностях, в других – о таланте. И очень редко, если серьезно подходить к оценкам, - о гениальности. Есть и разные определения гениальности. Некоторые из них соотносят гениальность со способностью общения с так называемым Высшим разумом, или Богом. Трудно понять и объяснить проявления гениальности. Для меня гениальность – способность находить правильные решения сложных проблем по минимуму выведенной в сознание информации. А иногда этот базис информации в сознании очень трудно обнаруживается или как будто бы не обнаруживается вообще. В ход идут аналогии и что-то, что кажется очень близким к «здравому смыслу». Почему это так? – Я просто так думаю, и все».[156] Такое описание гениальности в принципе применимо к творческой личности. Но науке известны попытки и более конкретного определения. Так, М. Вертгеймером сформулированы следующие требования к творческим работникам: не быть скованными выработанными навыками, не выполнять работу механически, обращать внимание на проблему в целом, подходить к ее решению без предрассудков, добираться до самых корней[157]. Сегодня исследователи более четко характеризуют компоненты творческого стиля мышления: 1. Созерцательность. Наслаждение от созерцания в его примитивной форме у ребенка связано с первыми объектами, давшими наслаждение, - прежде всего, с матерью. Дальнейшее смещение фокуса созерцания психологи связывают, как правило, с институтом внутренней цензуры, который сохраняет интерес к созерцанию как процессу, но изменяет его направленность; 2. Умение видеть проблемы, умение выявлять противоречия, чувствительность к дефициту в знаниях, чувствительность к смешению разноплановой информации; 3. Беглость, умение видеть в проблеме множество разных сторон и связей; 4. Гибкость как умение понять новую точку зрения и отказаться от усвоенной точки зрения; 5. Стремление к отходу от шаблона; 6. Способность к перегруппировке идей и связей; 7. Умение находить решения на уровне идеальных; 8. Умение прогнозировать варианты развития решений; 9. Способность рисковать. Если провести сравнение традиционного, конвергентного, «академического» мышления и дивергентного творческого мышления, можно заметить ощутимую разницу в сфере принятия различных подходов. Андрей Грецов в книге «Тренинг креативности»[158] приводит такое схематическое сравнение: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |