Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности




 

Одинакового набора качеств у двух разных людей нет и быть не может, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психологические характеристики. Существующие сегодня типологии личности разнообразны и варьируются в зависимости от того, какие типологические признаки исследователи использовали в качестве основы для классификации.

В профессиональном аспекте особое значение приобретает теория А. Адлера, который полагал, что особенности нашей личности определяются взаимодействием трех основных направлений, глобальных задач жизни человека – работы, дружбы, любви. Подход к решению этих задач определяется выраженностью таких качеств человека как «социальный интерес» (стремление к сотрудничеству скорее ради общего успеха, нежели ради личной выгоды) и «степень активности» (уровень энергии, возбуждения, с которым человек подходит к решению трех основных задач). В результате психолог выделяет четыре основных типа личности:

1. Управляющий. Самоуверенный, напористый, активный. Но при этом с незначительным социальным интересом, фокусировкой на своих целях, установкой на превосходство над внешним миром. Характер решения задач – скорее враждебный. Такие люди нередко выбирают лидирующие роли в коллективе и командно-административный стиль управления;

2. Берущийтип. Удовлетворяет потребности за счет других, обладают низкой степенью активности, незаметны. Нередко эксплуатируют других;

3. Избегающийтип. Опасается неудач, уходит от решения задач, избегает жизненных проблем;

4. Социально-полезныйтип. Социально ориентирован, проявляет заботу о других, заинтересован в общении, воспринимает собственные задачи как социальные проблемы, стремится к сотрудничеству, демонстрирует личное мужество.

Эти типы вряд ли представимы «в чистом виде», но именно доминирование качеств последнего позволяет журналисту эффективно реализоваться в профессиональной сфере.

Другой исследователь психологии личности - К.Г. Юнг - выделил несколько психотипов, подробное изучение и описание которых послужило основой для формирования соционического направления. Психотипы различаются на основе таких противопоставленных пар как экстраверсия-интроверсия, мыслительность-эмоциональность, сенсорность-интуитивность, рациональность-иррациональность. Подавляющее число описанных Юнгом психотипов может эффективно работать в сфере журналистики в силу вариативности последней. Так, общая направленность в сторону экстраверсии необязательна для верстальщика или корректора; мыслительность и эмоциональность активно проявляются во многих журналистских материалах как взаимодополняющие доминанты; сенсорность, свойственная репортерам, уступает интуитивности, проявляющейся в аналитике (особенно в сфере прогнозирования); общая рациональность в моменты поиска творческого решения идет рука об руку с иррациональностью.

В чем-то повторяет типологию личностей Адлера теория Э. Фромма, который подразделяет людей на пять типов:

1. Рецептивный. Источник позитивного видит вне собственной личности, зависим, пассивен, не способен эффективно действовать без посторонней помощи, доверчив, часто сентиментален, идеалистичен;

2. Эксплуатирующий. Добивается всего, что ему нужно, силой или изобретательностью, агрессивен, надменен, эгоцентричен, самонадеян, чрезвычайно импульсивен. Но при этом обладает чувством собственного достоинства и уверенностью в себе;

3. Накапливающий. Пытается завладеть тем, что считает благом. Причем – в как можно больших объемах. Страх потерять накопленное заставляет его бояться перемен. Он ригиден, подозрителен, упрям. Однако при этом лоялен, сдержан, осмотрителен;

4. Рыночный. Ориентирован на оценку личности как товара, а потому фиксирован на сохранении приятной внешности, установлении связей с нужными людьми, легко приспосабливается к тем, от кого зависит его благополучие, неразборчив. Но при этом любознателен, щедр;

5. Продуктивный. Независим, честен, спокоен, социально ориентирован, креативен, трудолюбив, заботлив, ответственен, демонстрирует уважение к окружающим.

Безусловно, как и в случае адлеровской концепции, доминирование черт последнего типа предпочтительно в профессиональной деятельности журналиста. Однако наиболее значимой с точки зрения профессиональной самореализации является, на наш взгляд, классификация личностей Г. Олпорта в зависимости от доминирующих ценностных ориентаций, проявляющихся на самых глубоких уровнях:

1. Теоретическая. Человек заинтересован в раскрытии истины. Он рационален, критически и эмпирически подходит к оценке жизненных ситуаций, интеллектуален и выбирает деятельность в научной сфере. В журналистике, как правило, эффективно реализуется в аналитике, критике;

2. Экономическая. Человек ценит пользу и выгоду. Он практичен, эффективен, действует с наименьшими затратами при наибольшей прибыли, накапливает лишь те знания, которые принесут конкретную пользу. В журналистике хорошо реализует себя в деятельности, связанной с техникой и технологией медиаиндустрии, а также в системе управления;

3. Эстетическая. Человек ценит форму и гармонию, воспринимает все с позиций привлекательности, уместности – причем как в отношении процесса, так и в отношении результата. Это творец и художник. Хороший режиссер, дизайнер, сценарист. С успехом реализует себя в авторских материалах;

4. Социальная. Человек ориентирован на приобретение любви людей, на установление теплых отношений, альтруистичен, обладает ярко выраженной эмпатией. Это – хороший собеседник, рассказчик, ведущий;

5. Политическая. Человек сфокусирован на власти. Это – лидер в любой сфере, любит влияние, славу, известность. В журналистике часто – ведущий острых общественно-политических передач, автор критических выступлений. Эффективно работает в области расследовательской журналистики;

6. Религиозная. Человек заинтересован в понимании мира как единого целого, ориентирован на глубокое постижение реальности. Его ниша – художественная публицистика, документалистика.

Существуют и другие типологии личностей, более или менее представленные в журналистике. Сами журналисты нередко спонтанно классифицируют людей, с которыми им приходится контактировать, - это один из эффектов категоризации, упрощающей общение. Причем исследователями замечено[128], что чем выше уровень развития и профессионализации человека, тем разнообразнее классификация, тем она шире и богаче, тем больше предусматривает исключений. Вот и мы, как бы ни пытались систематизировать всю информацию о человеческой индивидуальности, должны учитывать тот факт, что параметры личности журналиста трансформируются в зависимости от разных факторов. Например – от специализации, что ярко иллюстрирует разработанная Л.Г. Свитич профессиограмма журналиста[129].

Так, если для репортера или ведущего ТВ крайне желательно быть экстравертом, сангвиником или холериком, то публицист может иметь любой тип личности и темперамента. Репортера и ведущего ТВ характеризует доминирование зрительной и слуховой памяти, аналитика – логической, публициста – образной.

Пресса – особая сфера деятельности журналиста, которая включает в себя множество более мелких специализаций. Скажем, вы сотрудник ежедневной городской газеты. Соответственно вы учитесь работать очень оперативно, в основном пишете заметки, репортажи, отчеты, может быть – корреспонденции. Вы культивируете определенные источники информации, соответствующие тематике, которой занимаетесь в газете: устанавливаете с ними хорошие отношения, оказываете мелкие услуги, поздравляете с праздниками… Если вы обладаете аналитическим складом ума, то работа в таком издании не только не научит вас ничему для вас полезному, но и не принесет никакого удовлетворения (кроме, возможно, материального). Зато (при условии наличия изначальных нравственных основ) наверняка научит осторожности обращения со словом.

Другой пример – вы работаете в деловой прессе. На любой факт или событие деловой журналист обязан смотреть глазами своего читателя: менеджера или финансиста, специалиста по недвижимости или персоналу. Соответственен подбор тематики и угол ее освещения. Стиль письма в деловом издании строг так же, как деловой костюм: никаких словесных рюшей и оборок, недомолвок и двусмысленностей. Отношение к точности и выверенности информации – максимально строгое.

Если же вы чувствуете интерес к работе в бульварной прессе, то будьте готовы к тому, что еще недавно в России не существовало такого понятия. В связи с этим можно привести несколько цитат из журнала «Журналист»:

«…Выяснилось, что журналист бульварной газеты – человек особого склада. Ему не свойственно сомнение: задавать матери погибшего какой-то личный вопрос или не задавать, потому что сделаешь больно. Где искать таких журналистов? Тут у нас – ни школы, ни традиций». «…Надо обладать особым даром, особым, профессиональным цинизмом».

Безусловно, для того чтобы работать в бульварной прессе, придется научиться смотреть на мир просто и мерить окружающее мерками «интересно-неинтересно читателю», игнорировать общественное мнение, которое обязательно будет ассоциировать вас с вашим изданием, получать удовольствие от своего профессионализма и насыщенной событиями жизни. Вот такая жизненная позиция. Один из известных журналистов Игорь Уткин дал молодым журналистам такой совет: «Работайте на имя, потом оно будет работать на вас. Ищите себя, специализируйтесь в какой-то одной области, становитесь ассом в ней. И печатайтесь, печатайтесь! Иначе никто вас не узнает, как бы талантливы вы ни были. Постигайте такое тонкое искусство нашей профессии: писать то, что ты хочешь, и чтобы это не вызывало антипатии у редактора»[130].

Такую же рекомендацию можно адресовать всем без исключения сотрудникам СМИ – и радийщикам в том числе. Но работа на радио диктует свои требования к особенностям личности журналиста. Радио – это не просто живая газета. Работать на радио – значит не просто писать текст, а писать с учетом того, что слушатель никогда не увидит его, что текст должен хорошо восприниматься на слух: быть достаточно ясным, простым и композиционно-логичным. Удачный рекламны слоган радиостанции «Эхо Москвы» гласит: «Слушайте радио! Остальное – видимость». Действительно, слушая радио, человек «включает» свой самый ранний проводник в окружающем мире. Есть данные, что именно через уши легче всего воздействовать на подсознание.

Кем бы вы ни работали на радио – комментатором, обозревателем, автором программы, радиодраматургом или просто репортером, - вам необходимо использовать человеческое воображение с его совершенной, неизменной художественной фантазией. Все, что человек слышит по радио, представляется ему до такой степени типичным в своей красоте или безобразии, настолько своеобразным, конкретным и исполненным жизни, что это может быть только пределом мечтаний для других типов СМИ.  Поэтому для журналиста, работающего на радио, принципиально важно обладать особым, развитым образным мышлением. Умение создать звуковой образ, сочетать элементы речи, музыки, шума так, чтобы вызвать у слушателей яркие ассоциации и сформировать представление о реальном событии, характере человека – обязательное качество для журналиста. Заявление о том, что на радио работают люди с доминирующим аудиальным каналом восприятия информации, довольно спорно, хотя, может быть, грамотно с теоретической точки зрения. Но совершенно определенно то, что это должны быть люди с хорошим слухом, дикцией, приятным тембром голоса и ярко выраженным образным мышлением, способные работать в коллективе, располагать к себе собеседника. В остальном радио – поистине универсально: оно дает возможность для реализации совершенно разным психотипам, людям разного возраста и интересов.

 

Умение взаимодействовать с людьми, работать в команде желательно и для телевизионщика. Тележурналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет или программу на телевидении – в первую очередь режиссера, оператора, осветителя, звукорежиссера, видеоинженера, а также своего главного редактора, стилиста… Успех съемки зависит даже от водителя. Поэтому важно отбросить монополистское мышление газетчика и уметь допускать в свое творчество других творцов.

Как правило, представители, работающие в этом типе СМИ, обладают такими качествами как честолюбие, телегеничность, целеустремленность,  энергичность, деловитость. Далее, телевизионщику важно обладать таким качеством, как распределяемость внимания: при написании текста учитывать возможный видеоряд, на который он «наложится». Текст, как закадровый, так и в кадре, должен выгодно подчеркивать и обыгрывать «картинку», дополнять ее и заставлять правильно звучать. Особенно важной распределяемость внимания становится в ситуации прямого эфира.

Многое зависит и от того, в создании какой конкретно телепрограммы вы участвуете. Так, наиболее выраженные черты «типичного тележурналиста» молодежной редакции – это радикализм, нетрадиционность взглядов, гибкость мышления, слабая управляемость своими поступками, общительность, скептичность и даже цинизм, погруженность в себя, мечтательность[131]. Совсем иначе будет выглядеть портрет «среднего» сотрудника отдела культурно-просветительских программ или главного редактора рубрики, который отличается самоконтролем, обязательностью, дисциплинированностью, помехоустойчивостью, самоудовлетворенностью.

Метод фокус-групп позволяет определить качества ведущих, наиболее благоприятно воспринимаемые аудиторией. При этом нет универсальных качеств, которые понравились бы любой аудитории, но есть тенденции:

1. Женская часть аудитории при восприятии ведущих мужчин наиболее внимательна к формальным характеристикам (цвет волос, овал лица, форма глаз и рук);

2. Мужская часть аудитории при восприятии женщин-телеведущих наиболее внимательна к динамическим характеристикам (мимика, пластика, жестикуляция, общая гармоничность);

3. При восприятии своего пола большее внимание уделяется интеллектуальным способностям (эрудиция, ум, образованность) и своеобразию облика (оригинальности, обаянию, притягательности);

4. От ведущего развлекательного ток-шоу зритель ожидает прежде всего высокого вкуса в одежде; от комментатора и ведущего аналитического ток-шоу – простоты и доступности; от ведущего передачи формата студийной беседы – теплоты и человечности, задушевности; от репортера (опрос на улице) – вежливости.

5. В ведущих монологовых аналитических передач ценится средне развитый (по Кэттеллу) логический интеллект, слабая развитость гибкости мышления, невысокая готовность воспринимать новую информацию (нижняя граница нормы). Успешны здесь люди эмоционально неустойчивые, внутренне напряженные, фрустрированные, тревожные, внешне самоуверенные, демонстративные (таким наша социальная перцепция приписывает интеллектуальные способности).

6.Ведущие аналитических ток-шоу успешны, если они отличаются хорошим самоконтролем, придерживаются общепринятых норм, расчетливы, тактичны, эмоционально зрелы, отличаются развитым чувством самозащищенности, а потому доверчивы, терпимы и безмятежны, уравновешены.

 

 

 

Так или иначе, любому журналисту, работающему в кадре, потребуется определенная концентрация, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, высокий уровень самоконтроля, определенная толстокожесть, избавляющая от острых переживаний по поводу профессиональных неудач, которые случаются нередко. Конечно, не все тележурналисты – люди «эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в кадре. Тем не менее, результаты опросов экспертов фиксируют следующие «универсальные» характеристики идеального ведущего: добросовестность, самостоятельность, независимость, уверенность, общительность, решительность, самоконтроль, эмоциональная «толстокожесть». Наименее желательны раздражительность, напряженность, уступчивость[132].

Как видим, в числе отмеченных аудиторией желательных качеств тележурналиста не последнее место занимают те, что относятся к долженствовательной сфере личности. И, думается, эти требования распространяются за пределы телеработы на всю сферу журналистики. Сфера долженствования в самом деле тесно связана с личностными качествами человека, с доминирующими чертами индивидуальности и активным образом влияет на подход к профессиональной деятельности журналиста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...