Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные категории педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: 1) образование; 2) воспитание; 3) обучение. 1. Образование является: 1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления; 2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности. Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике. Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека. Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом: 1) начальное; 2) среднее; 3) высшее. По характеру и направленности образование можно разделить на: 1) общее; 2) профессиональное; 3) политехническое. 2. Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории. В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить. В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации. В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов: 1) семья; 2) друзья; 3) учебные заведения; 4) средства массовой информации; 5) литература; 6) искусство; 7) органы правопорядка и др. 3. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Основу обучения составляют: 1) знания; 2) умения; 3) навыки. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки. Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям. Педагогика как теория обучения. Цели обучения. Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение». В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Обучение – осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязанностей. Как общественное явление данный феномен представляет усвоение молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта. Основные требования к обучению: · Поднять качество подготовки специалистов, продуктивно, творчески применять новые технологии в учебно-воспитательном процессе; · Придать обучению большую практическую направленность; · Повысить организованность и интенсивность педагогической деятельности; · Рационально и грамотно использовать учебно-материальную базу, особенно компьютерные технологии. Компоненты системы обучения: 1. Целевой (цель обучения) – определяет социальный заказ по подготовке молодых людей к трудовой деятельности (например, в банковской, финансовой сфере). 2. Деятельностный – включает совместную работу обучающих и обучаемых. Основными педагогическими задачами при этом являются: · Организация учебной деятельности и компетентное руководство ею; · Изложение материала в соответствии с программой и планом; · Развитие у студентов интереса, творчества, активности, инициативы к учению; · Формирование у обучаемых способности самостоятельно приобретать знания, навыки и умения; · Проверка подготовленности специалистов. 3. Содержательный – обусловливает такие параметры, как объем материала, формы, методы, приемы, средства обучения. 4. Результирующий – включает то, к чему стремится педагог, чего должны добиться обучаемые. Они обязаны овладеть знаниями, навыками и умениями, важными профессиональными качествами. Если результат подготовки соответствует поставленной цели, то обучение выполнило свою роль. Функции обучения. 1. Образовательная – вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками, умениями; 2. Воспитательная – неразрывно связана с первой, формирует у обучаемых личностные качества гражданина – патриота своей Родины; 3. Развивающая – активно влияет на интеллектуальное, профессиональное совершенствование студентов (школьников). Сегодня нужна молодежь с творческим воображением, умением нестандартно мыслить, проявлять инициативу, быть прилежной, исполнительной, добросовестной, компетентной, с высоким нравственным и трудовым потенциалом; 4. Функция психологической подготовки – предполагает формирование у студентов (школьников) постоянной готовности и устойчивости при выполнении сложных заданий учебных планов и программ, практических работ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |