Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные категории педагогики.




Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.

К основным педагогическим категориям относятся:

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение.

 1. Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;

2) среднее;

3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на:

1) общее;

2) профессиональное;

3) политехническое.

2. Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;

2) друзья;

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

5) литература;

6) искусство;

7) органы правопорядка и др.

3. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки.

В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;

2) умения;

3) навыки.

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Педагогика как теория обучения. Цели обучения.

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Обучение – осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязанностей. Как общественное явление данный феномен представляет усвоение молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта.

Основные требования к обучению:

· Поднять качество подготовки специалистов, продуктивно, творчески применять новые технологии в учебно-воспитательном процессе;

· Придать обучению большую практическую направленность;

· Повысить организованность и интенсивность педагогической деятельности;

· Рационально и грамотно использовать учебно-материальную базу, особенно компьютерные технологии.

Компоненты системы обучения:

1. Целевой (цель обучения) – определяет социальный заказ по подготовке молодых людей к трудовой деятельности (например, в банковской, финансовой сфере).

2. Деятельностный – включает совместную работу обучающих и обучаемых.

Основными педагогическими задачами при этом являются:

· Организация учебной деятельности и компетентное руководство ею;

· Изложение материала в соответствии с программой и планом;

· Развитие у студентов интереса, творчества, активности, инициативы к учению;

· Формирование у обучаемых способности самостоятельно приобретать знания, навыки и умения;

· Проверка подготовленности специалистов.

3. Содержательный – обусловливает такие параметры, как объем материала, формы, методы, приемы, средства обучения.

4. Результирующий – включает то, к чему стремится педагог, чего должны добиться обучаемые. Они обязаны овладеть знаниями, навыками и умениями, важными профессиональными качествами. Если результат подготовки соответствует поставленной цели, то обучение выполнило свою роль.

Функции обучения.

1. Образовательная – вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками, умениями;

2. Воспитательная – неразрывно связана с первой, формирует у обучаемых личностные качества гражданина – патриота своей Родины;

3. Развивающая – активно влияет на интеллектуальное, профессиональное совершенствование студентов (школьников). Сегодня нужна молодежь с творческим воображением, умением нестандартно мыслить, проявлять инициативу, быть прилежной, исполнительной, добросовестной, компетентной, с высоким нравственным и трудовым потенциалом;

4. Функция психологической подготовки – предполагает формирование у студентов (школьников) постоянной готовности и устойчивости при выполнении сложных заданий учебных планов и программ, практических работ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...