Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мышление как познавательный процесс. Виды мышления.




Мышление как познавательный процесс.

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Оно радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную(начальная стадия развития мышления у ребенка когда он ещё не в состоянии посмотреть на себя со стороны, эгоцентризм:1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.) и понятийную (приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.). Выготский Л. С. выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года - синкретизм детского мышления. На II этапе - цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. IV этап у подростков 11-14 лет появляется еще несовершенное понятийное мышление, Совершенные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части либо свойства.
Сопоставление – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия меж объектами.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе на уровне мыслей перебегать от частей к целому.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений их общим и значимым признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных параметров и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Главные формы логического мышления:Понятие – форма мышления, отражающая значительные характеристики, связи и дела предметов и явлений, выраженная словом либо группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи меж предметами и явлениями; утверждение либо отрицание чего-либо. Умозаключение – форма мышления, при которой на базе нескольких суждений делается определенный вывод. Индукция – логический вывод в процессе мышления личного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к личному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от личного к личному. Широта мышления – это способность окутать весь вопрос полностью, не упуская в то же время и необходимых дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении просачиваться в суть сложных вопросов. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачки и отыскивать пути их решения не прибегая к помощи других людей. Упругость мысли выражается в ее свободе от сковывающего воздействия закрепленных в прошедшем приемов и методов решения задач в умении стремительно поменять деяния при изменении обстановки. Быстрота разума – способность человека стремительно разобраться в новейшей ситуации, приняв правильное решение.
Торопливость разума – проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, торопится дать решение, высказывает недостаточно обмысленные ответы и суждения. Замедленность мыслительной деятельности может быть обоснована типом нервной системы – малой ее подвижностью. Критичность разума – умение человека беспристрастно оценивать свои и чужие мысли. Воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новых образов методом переработки материала восприятий и представлений, приобретенных в предыдущем опыте. Мечта – вид творческого воображения, связанного с пониманием хотимого грядущего.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.

Формирование понятий - это просто отличение «того, что похоже», от «того, что не похоже».

Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа:
1. Понимание непонятности
2. Переработка вариантов решения
3. Выдвижение и перебор гипотез
4. PROFIT!!! (Решение задачи)

Содержание мышления многообразно.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на конкретное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и конфигураций в их, которые человек желает получить в итоге собственной деятельности, модифицирующей ситуацию.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическоемышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Основная задачка практического мышления – подготовка физического преобразования реальности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Теоретическое мышление время от времени ассоциируют с мышлением эмпирическим. Тут употребляется последующий аспект: нрав обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – прозаические, ситуационные обобщения.

Проводится также различие меж интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно употребляются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность либо неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет верно выраженные этапы, в значимой степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием верно выраженных шагов, является мало осознанным.

Реалистическое мышление ориентировано в основном на окружающий мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал хотимое за вправду имеющееся). Время от времени употребляется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется сначала невыполнимостью принять точку зрения другого человека.
Принципиальным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к познаниям субъекта”.

Творческое мышление— один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...