Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы общей теории социального управления: основные понятия и принципы.




Управление — это воздействие на систему с целью ее упорядочения, со­хранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и плана мерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направлении, на достижение запланированного результата (цели). Как считают многие исследователи, в семантическом плане между по­нятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин «менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель». К основным принципам менеджмента относят:

• целенаправленность и последовательность;

• состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в при­нятие решений;

• научность в сочетании с элементами искусства;

• функциональную специализацию в сочетании с универсальной дея­тельностью;

• оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;

· учет индивидуальных особенностей работников;

· обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене;

· последовательность и непрерывность;

· контроль, координация действий;

• учет закономерностей как межличностных отношений, так и труп нового поведения.

Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.

Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучае­мых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания дей­ствительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — школой) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о том, при каких условиях эти за­дачи будут решаться оптимальным образом.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей подсистемы школы, характери­стиками процесса управления и результатами функционирования и разви­тия школы при различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами рассмотрения внутришкольного управления яв­ляются:

· учебно-воспитательный процесс (осуществление управления с уче­том особенностей технологии образовательного процесса);

· кадровая политика руководства учреждением (подбор и расстановка педагогических и управленческих кадров, технического персонала; осуще­ствление аттестации работников учреждения; мотивирование их на эффек­тивную работу; создание благоприятной психологической обстановки);

· освоение новшеств и их влияние на процесс развития школы, также требующее управления (планирование, организация, контроль и мотивация);

· осуществление взаимосвязи с социально-экономическим окружением школы и поиск оптимальных вариантов управления педагогической сис­темой, функционирующей и развивающейся в конкретном социуме, и пр.

Все исследования во внутришкольном управлении подразделяют на две группы: описательно-объяснительного и формирующего типов.

К основным задачам описательно-объяснительного типа исследований, рассматривающего развитие управленческого процесса как естественного процесса, имеющего свои закономерности и тенденции, относят:

· анализ существующей управленческой практики;

· выявление факторов, влияющих на эффективность реализации управленческих функций;

· разработка соответствующих теоретических моделей, позволяющих объяснить исследуемые процессы и явления;

· выработка рекомендаций по корректировке и регулированию про­цесса управления школой.

Выявление закономерностей и тенденций развития управленческого процесса создает теоретическую базу для разработки программ развития управления в конкретных образовательных учреждениях.

При решении задач описательно-объяснительного типа исследований используются традиционные для социальных наук методы: наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ документов; сбор, обработка, систе­матизация и анализ информации об опыте управленческой деятельности, его экспертиза и обобщение и пр.

В исследованиях формирующего типа сначала разрабатываются модели новой управленческой деятельности, затем осуществляется их внедрение в практику управления конкретных образовательных учреждений с после дующим анализом и оценкой последствий произведенных новшеств. В качестве основных при таком типе исследований используются методы проектирования (моделирования) деятельности и формирующего эксперимента; в дополнение к ним могут применяться методы наблюдения, опроса, тестирования, экспертизы, обработки и анализа статистических данных и пр. Взаимосвязь этих групп методов исследования управленческих процес­сов закономерна в силу того, что, с одной стороны, теоретические модели, составленные в результате описания и объяснения существующей практики управления, служат основой для создания новых моделей управления. С другой стороны, результаты реализации новых моделей, подвергнутые всестороннему анализу, становятся мощным фактором совершенствования существующей управленческой практики.

Методы и формы управления педагогическими системами.

Управление педагогическими системами осуществляется определенны ми методами. Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

· объекту управления (федеральные, региональные);

· субъекту управления (административные, хозяйственные);

· целям (стратегические, тактические, оперативные);

механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, те­кущие).

Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инст­руктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школь­ные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...