Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы общей теории социального управления: основные понятия и принципы.
Управление — это воздействие на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и плана мерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направлении, на достижение запланированного результата (цели). Как считают многие исследователи, в семантическом плане между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин «менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель». К основным принципам менеджмента относят: • целенаправленность и последовательность; • состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; • научность в сочетании с элементами искусства; • функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью; • оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; · учет индивидуальных особенностей работников; · обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене; · последовательность и непрерывность; · контроль, координация действий; • учет закономерностей как межличностных отношений, так и труп нового поведения. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — школой) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о том, при каких условиях эти задачи будут решаться оптимальным образом. Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей подсистемы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы при различных внешних и внутренних условиях. Частными предметами рассмотрения внутришкольного управления являются: · учебно-воспитательный процесс (осуществление управления с учетом особенностей технологии образовательного процесса); · кадровая политика руководства учреждением (подбор и расстановка педагогических и управленческих кадров, технического персонала; осуществление аттестации работников учреждения; мотивирование их на эффективную работу; создание благоприятной психологической обстановки); · освоение новшеств и их влияние на процесс развития школы, также требующее управления (планирование, организация, контроль и мотивация); · осуществление взаимосвязи с социально-экономическим окружением школы и поиск оптимальных вариантов управления педагогической системой, функционирующей и развивающейся в конкретном социуме, и пр. Все исследования во внутришкольном управлении подразделяют на две группы: описательно-объяснительного и формирующего типов. К основным задачам описательно-объяснительного типа исследований, рассматривающего развитие управленческого процесса как естественного процесса, имеющего свои закономерности и тенденции, относят: · анализ существующей управленческой практики; · выявление факторов, влияющих на эффективность реализации управленческих функций; · разработка соответствующих теоретических моделей, позволяющих объяснить исследуемые процессы и явления; · выработка рекомендаций по корректировке и регулированию процесса управления школой. Выявление закономерностей и тенденций развития управленческого процесса создает теоретическую базу для разработки программ развития управления в конкретных образовательных учреждениях. При решении задач описательно-объяснительного типа исследований используются традиционные для социальных наук методы: наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ документов; сбор, обработка, систематизация и анализ информации об опыте управленческой деятельности, его экспертиза и обобщение и пр. В исследованиях формирующего типа сначала разрабатываются модели новой управленческой деятельности, затем осуществляется их внедрение в практику управления конкретных образовательных учреждений с после дующим анализом и оценкой последствий произведенных новшеств. В качестве основных при таком типе исследований используются методы проектирования (моделирования) деятельности и формирующего эксперимента; в дополнение к ним могут применяться методы наблюдения, опроса, тестирования, экспертизы, обработки и анализа статистических данных и пр. Взаимосвязь этих групп методов исследования управленческих процессов закономерна в силу того, что, с одной стороны, теоретические модели, составленные в результате описания и объяснения существующей практики управления, служат основой для создания новых моделей управления. С другой стороны, результаты реализации новых моделей, подвергнутые всестороннему анализу, становятся мощным фактором совершенствования существующей управленческой практики. Методы и формы управления педагогическими системами. Управление педагогическими системами осуществляется определенны ми методами. Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по: · объекту управления (федеральные, региональные); · субъекту управления (административные, хозяйственные); · целям (стратегические, тактические, оперативные); • механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические); • стилю (авторитарные, демократические, либеральные); • времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие). Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |