Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логические операции процесса мышления. Процессы мышления.




Логические операции процесса мышления.

Умозаключение - это получение новых знаний, путем логической связи между собой нескольких высказываний.

Суждение - высказывания, которые содержат определенную мысль.

Определение понятий рассматриваем как систему суждений о некотором виде предметов (явлений), выделяя общие их признаки.

Дедукция - это вывод от общего суждения к частному.

Индукция предполагает вывод частного суждения из общего.

Процессы мышления.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ– мысленное расчленение предмета͵ явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. 

Синтез– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция- ϶ᴛᴏ выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.

Обобщение - ϶ᴛᴏ отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Качество мышления. Интеллект.

Качество мышления.

Быстрота - Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени.

Гибкость - Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения.

Глубина - Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи.

Комплексный характер - Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления.

Критичность - Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны.

Самостоятельность - Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов.

Целенаправленность - Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления.

Широта - Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности.

Интуитивный характер - Способность решать задачи при недостатке исходных данных.

Экономичность - Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Интеллект.

Интеллект(от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой

появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Виды интеллекта:

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления.

Логический интеллект  необходим для совершения логических операций, решения математических задач.

Пространственный интеллект  основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственномопыте.

Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления.

Развитие мышления.

Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия и результат.

Виды:

Наглядно-действенное мышление генетически – как в историческом, так и в онтогенетическом плане – возникает раньше, чем два других вида мышления.

Наглядно-образное мышление анализ ситуации и ее преобразование осуществляются без физического воздействия на предмет.

Словесно-логическое мышление. Это один из видов человеческого мышления, который характеризуется использованием логического аппарата и системы понятий, существующих на базе языка, языковых средств.

Типы людей по характеру мышления.

1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

 

Речь. Функции и качества речи. Виды речи. Развитие речи.

Речь в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа.

Функции и качества речи.

Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.

Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.

Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.

Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.

Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Виды речи.

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внутренняя речь - это процесс, который протекает внутри человека, без использования звуков или любых языковых движений. При таком типе нельзя общаться с другим человеком, происходит процесс мышления в головном мозге конкретной личности.

Развитие речи.

Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:

а) фонетического - усвоение звукового облика слова (до 2 лет);

б) грамматического - усвоение структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет);

в) семантического - усвоение понятийной отнесенности (до 17 лет).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...