Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогика как теория воспитания. Цели воспитания.




Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на разностороннее развитие и формирование личности воспитанника, это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Цель – идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности.

Многие ведущие педагоги полагают, что и в современном российском обществе воспи­тание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Цель воспитания – это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство «Из глубины веков, — пишет В.А. Кара­ковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет осно­ваний и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Од­нако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. По мнению профессора Надежды Егоровны Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек стано­вится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответ­ствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Средства воспитания.

Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокуп произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы.

Классификация методов:

IV. Классификация Г. И. Щукина.

А) Методы формирования сознания личности.

Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.

В) Методы стимулирования деятельности и поведения.

Г) Методы контроля, самоконтроля.

Средство воспитанияможно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

• объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

Методы воспитания.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеруметоды воспитания делятся на:

Убеждение – формирует сознание. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Упражнение - универсальный метод формирования необходимых навыков поведения. Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. В процессе воспитания упражнения нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Формы воспитания.

В широком понимании форма — способ организации.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита­ния, которые имеют свою специфику. Так, массовые формы работы ха­рактеризуются эпизодичностью проведения воспитательных меропри­ятий и значительным количеством их участников (конференции, тема­тические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.). Групповые формы воспитательной работы отличаются продол­жительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллек­тивные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т. д.). Индивидуальная воспитатель­ная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в са­мовоспитание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...