Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система образования в России. Непрерывное образование.




Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

Обязательным для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2022 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести иностранный язык.

Система образования в России включает в себя:

· образовательные стандарты и федеральные государственные требования,

· образовательные программы различных видов, уровней и направленности,

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

· органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования[2].

Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной). Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности.

42. Педагогический процесс как система и целостное явление. Формы организации педагогического процесса.
Процесс
– это явление, протекающее во времени и пространстве, внутри которого происходит смена состояний, приводящая к смене стадий развития.

Понятие “педагогический процесс” было введено П.Ф. Каптеревым: … педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу. Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности.

В современной педагогической литературе встречаются различные определения педагогического процесса. Вот некоторые из них.

Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса (И.П. Подласый).

Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов в развитии участников (В.С. Безрукова).

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе (О.Л. Жук).

Под педагогическим процессом мы понимаем совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка) с целью образования, развития и формирования личности последнего (С. Пуйман).

Основными характеристиками педагогического процесса является его целенаправленность, двусторонность, целостность.

Педагогический процесс предполагает наличие людей (педагогов), которые знают, под влиянием каких факторов формируется личность, знают особенности развивающейся личности. Педагоги создают необходимые условия, обстоятельства, способствуют организации деятельности воспитанника, оказывают прямые воздействия на личность воспитуемого с целью создать необходимые для него и для социума, в котором он развивается, качества, свойства, знания, привычки и т.д. То есть педагогический процесс всегда целенаправленный, организуемый и управляемый.

В педагогическом процессе выделяют две стороны. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности; в управлении взаимодействием с детьми. С другой стороны – ученик, деятельность которого направлена на принятие (или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса) тех знаний, норм, ценностей, которые предполагает учитель.

Целостность педагогического процесса рассматривается как характеристика системы, тесно связанной с жизнедеятельностью в целом объекта-субъекта педагогического воздействия.

Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы (например, в образовательном учреждении), где все компоненты (учителя, дети, воспитатели, психологи, педагоги-организаторы, различные объединения и организации, их деятельность в учебное и внеучебное время – от цели до результатов) проникнуты единством, цельностью.

Целостность педагогического процесса наблюдается и в его сути (обучения и воспитания), в логике его развития, где компоненты (учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы, деятельность, результаты) составляют внутреннее единство.

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образовательная, развивающая, воспитательная.

Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности:

 – простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т. д.;

– составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т. д.;

– комплексные: строятся на развитии составных форм.

В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы:

– физического воспитания;

– эстетического воспитания;

– трудового воспитания;

– умственного воспитания;

– нравственного воспитания.

Формы организации обучения:урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т. д.

 

Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.

Рассмотрим место форм в педагогическом процессе. Ниже на рисунке представлено в виде схемы размещение форм в педагогическом процессе.

 

Таким образом, средства и формы педагогического процесса направлены на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с применением творческого опыта преподавателя, направленного на получение лучшего результата процесса обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...