Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Не стоит город без святого, селение без праведника.




Литература как искусство слова

 

А

Перед чтением текста вспомните, что означают понятия: «художественный образ», «тема», «проблема», «идея», «герой литературного произведения». Раскрывая значение этих терминов, опирайтесь на тексты известных вам литературных произведений.

 

Создание художественного произведение – творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. Писатель, сочиняющий литературное произведение, создает вымышленный мир, населенный героями, действующими в определенном времени, месте и условиях. Чувства, мысли, отношения героев, образы природы насыщают литературное произведение жизнью. Литературный текст подобен богатой ткани: как ткань соткана из переплетающихся нитей и узоров, так и литературный текст возникает в результате формирования системы образов. В литературном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и высказывает идею. Таким образом, изображение, оценка и идея – три неразделимые составляющие произведения. Так, например, А.С. Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» изображает поместное дворянство и коснувшиеся его изменения; он иронизирует над враждой двух дворян-помещиков – Муромского и Берестова – любовно описывает отношения, возникшие между их детьми – Лизой и Алексеем; в финале повести любовь младшего поколения и примирение старшего выражает пушкинскую идею торжества любви над враждой.

Литературный художественный текст не существует отдельно от реальной действительности. Несмотря на то, что он вымышлен, он порождается действительностью. Прежде всего, он создается для людей, тем самым выражая отношения между писателем и обществом. Следовательно, читатель воздействует на процесс создания произведения уже в самом его начале. Воспринимая и оценивая произведение, читатель вступает в диалог с текстом и через него – с писателем. Благодаря такому взаимодействию писателя и читателя литературный текст существует всегда, многократно повторяясь, в диалоге между ними. Это явление стало причиной возникновения множества интерпретаций, то есть толкований и объяснений текста. Сам же литературный текст, будучи вымышленным, становится частью объективного реального мира. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» многие современники восприняли критически, не согласившись с горькой оценкой своего поколения поэтом. Через сто лет признавалась полная правота автора, справедливость его мыслей. В наше время этот литературный текст стараются понять, основываясь на более полном знании истории и с современных позиций.

Самым важным образом в литературном произведении, благодаря которому осуществляется связь и понимание между писателем и читателем, является герой. Литературный текст всегда предполагает трех участников – писателя, героя, читателя. Например, в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» главными героями автор делает двоих молодых влюбленных. История этих влюбленных важна для нас: читая, в ней мы находим отражение своей жизни и чувств, и мы постоянно обращаемся к этому произведению, говорим о нем, перечитываем и смотрим в театре.

Таким образом, три субъекта литературного произведения, писатель, герой и читатель, представляют собой два реальных лица и художественный образ. Отношения между ними в многогранны и многообразны и проявляются в тексте через повествование о героях и событиях.

 

Б

1. Раскройте взаимосвязь изображения, оценки и идеи произведения на примере изученных ранее художественных текстов.

2. В прочитанном вами тексте утверждается: «Литературный художественный текст не существует отдельно от реальной действительности». Не являются ли произведения, относящиеся к жанру фантастики, опровержением этого тезиса? Обоснуйте свою точку зрения.

3. «Постоянно повторяющийся диалог между читателем и писателем является причиной возникновения множества интерпретаций, то есть толкований и объяснений текста». Можно ли утверждать в таком случае, что изучение литературного произведения не имеет смысла? Существуют ли «верная» и «неверная» интерпретации? Раскройте свою позицию.

 

Е

Раскройте смысл высказывания С.Я. Маршака: «Читатель тоже художник – иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок… Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

 

 


<Шмуц>


Кто такой автор?

<Название раздела помещаем на шмуце>

 

 


Автор в литературном произведении

А

Перед чтением текста вспомните известные вам литературные произведения, в которых повествование ведется от лица вымышленного персонажа. Назовите авторов этих произведений.

Литературное произведение создает писатель, и когда он пишет конкретное произведение (роман, рассказ или, например, поэму) он становится его автором. Мы можем называть его автором-писателем.

Повествование происходит благодаря двум образам – образу повествователя и образу рассказчика. При анализе литературного произведения их называют автором-повествователем и героем-рассказчиком.Автор-повествователь близок писателю, создающему произведению. Герой-рассказчик, благодаря своему участию в событиях, близок читателю, который ему сопереживает, одобряет или осуждает.

 

Схема 1.

Писатель

 

Герой

 

Читатель

 

 

 

Автор-повествователь

 

Герой-рассказчик

 
                   

 

 

Создавая произведение автор излагает события, развивая сюжет, располагает их в определенном порядке, тем самым создавая композицию, описывает героев, их отношения между собой и поступки, создает пейзаж, вырабатывает язык и стиль произведения, выражает свою оценку. Этот творческий процесс называется повествованием. Таким образом, автор-писатель становится автором-повествователем.

Личность писателя и его образ в произведении могут быть очень близки, иногда неразличимы, но никогда не совпадают. Даже если автор, повествуя, употребляет местоимение «я», то есть пишет от первого лица, и может сложиться впечатление, что он пишет о себе самом, «я» в книге – это домысливаемый или вымышленный образ повествователя. Вот, что пишет об этом выдающийся мыслитель и литературовед М.М.Бахтин: «Подлинный автор не может стать образом ибо он создатель всякого образа, всего образного в произведении. Поэтому так называемый образ автора может быть только одним из образов данного произведения (правда, образом особого рода)». Следовательно, термин авторможет употребляться в двух значения: 1) писатель, создающий произведение, например, Д.И. Фонвизин, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев и другие; 2) образ повествователяв произведении.

Автор проявляется в литературном произведении благодаря разным художественным средствам и приемам. Автор может быть скрыт в тексте и может обнаруживать свое присутствие открыто – это можно назвать положением, ролью автора в литературном тексте. Например, Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» со стороны описывает события и историческую обстановку давнего времени: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы…».

С другой стороны, в повести отношение автора к героям и событиям выражается в оценках, рассуждениях. Так, к примеру, Гоголь эмоционально пишет о предательстве сына Тараса Бульбы – Андрия: «И погиб казак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей!» В приведенном отрывке мы наблюдаем проявление авторской позиции, которая выражается и через непосредственное отношение к событиям, и через многообразие сюжетных, композиционных средств, описаний и характеристик.

И, наконец, третьим важным средством проявления автора в произведении является авторская речь. Выбор эпитетов, употребление слов того или иного стиля, структура фразы и многое другое выражает авторское присутствие. Сравним два отрывка из поэмы Пушкина «Полтава». Изображая ожесточенность и неистовость Полтавской битвы автор прибегает к перечислению быстрых действий и громких, шумных звуков:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Создавая ощущения затишья перед грозными событиями, Пушкин приводит картину ночного покоя и красоты:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…

 

Б

1. Раскройте два значения термина «автор».

2. Объясните, почему, даже если повествование ведется от первого лица, мы не можем отождествлять писателя и автора-повествователя. Приведите примеры известных вам произведений, в которых автор, повествуя, употребляет местоимение «я».

3. Как вы понимаете термин «авторская позиция»? Отвечая на вопрос, опирайтесь на тексты известных вам литературных произведений.

4. Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: какими способами автор выражает в произведении свою позицию.

 


Жанр жития в древнерусской литературе

 

А

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос: Согласны ли вы с утверждением академика Д.С. Лихачева, исследователя древнерусской культуры, полагавшего, что вся древнерусская литература – это литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни?»

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Приведите примеры произведений этих жанров. О чем и о ком они повествуют?

· Что такое житие? Каков канон житийной литературы? Кто из выдающихся агиографов вам известен? Как он работал над своими произведениями?

· Какие события положены в основу сюжета «Жития преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца»?

 

<Соне: на месте таких полосок нужны виньетки> ––––––––––––––––

 

В XIV-XV веках древнерусская литература переживает пору подъема. Хотя русские княжества все еще находились под монголо-татарским игом, вместе с сопротивлением ему происходило неуклонное укрепление русского государства и объединение русских земель вокруг Московского княжества. Самым важным историческим событием этого времени стало Куликовское сражение, происшедшее 8 сентября 1380 года. На Куликовом поле русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского впервые за историю монголо-татарского владычества одержало победу над завоевателями – Золотой Ордой. Эта великая победа положила начало изгнанию монголо-татар с русской земли.

 

Соне: сюда репродукцию «Утра на Куликовом поле» (Третьяковская галл.) с подписью: А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле (1943-1947).

 

Становление Русского государства требовало единения всего русского народа, от князя до простого пахаря. Потребность в таком единстве ощущалась во всех сферах жизни государства, особенно важна была роль русского человека, преданного своей земле и народу и воспитанного в православии. В древнерусской литературе идеал русского человека отразился в жанре жития святых. Житие – литературное произведение, посвященное жизнеописанию исключительной личности, ее несокрушимой вере, совершенным моральным качествам и героизму в подвижнической жизни. Источником для жития становилась жизнь православного святого-подвижника, поэтому жития способствовали распространению христианской веры в Древней Руси и формированию у ее жителей идеала святости и начатков гражданского чувства. Жития были литературными произведениями, однако историческая обстановка описываемого времени отражалась в них с большой точностью.

Жанр жития пришел в древнерусскую литературу из Византии в конце первого тысячелетия. Это было время расцвета молодого русского государства – Киевской Руси, в котором гармонично объединились мощь и высокая культура, питаемые светом истинной веры и благочестием. Героями житийной литературы становились князья, отцы церкви, настоятели монастырей и святых обителей, монахи, воины, подвижники из простого народа. В процессе развития житийной литературы вырабатывался ее канон. Канон древнерусской житийной литературы – свод правил, по которым создавались жития: структура произведения, наполненность его определенными эпизодами, стиль и язык жития, его духовный пафос.

Житийная литература называется агиографией, а автор жития – агиографом. Слово «агиография» происходит от сложения греческих слов: «жизнь» и «пишу». Элементы древнерусской агиографии мы встречаем в труде летописца Нестора «Повести временных лет». В XIV-XV веках среди русских писателей-агиографов выделяются Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) и Пахомий Логофет, писавший в середине XV века.

 

Б

Каковы главные исторические события XIV-XV вв.? Какое отражение они нашли в литературе?

 

 

«Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца» Епифания Премудрого

 

Выдающийся русский агиограф Епифаний Премудрый известен как автор двух значительных произведений древнерусской литературы: «Житие Стефана Пермского» (конец XIV века) и (1417-1418). Епифаний Премудрый лично знал героев обоих житий. Он учился с будущим епископом Перми Стефаном в ростовском монастыре, и их отношения отличались духовной близостью. Писатель также жил и творил в Троицком монастыре, игуменом которого был его учитель Сергий. Можно считать, что жития, написанные Епифанием Премудрым, не только произведения современника, но и свидетельства очевидца, передавшего читателю подвижнический подвиг своих героев. Создавать «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый начал через два года после смерти Сергия (1392), далее работа продолжалась более 20 лет. Писатель тщательно собирал факты жизни Сергия, расспрашивал всех людей, его знавших, и выстраивал повествование в соответствии с агиографическим (житийным) каноном. Таким образом, «Житие Сергий Радонежского» Епифания Премудрого написано на основе реальных, подлинных событий и обладает для нас непреходящей исторической и духовной ценностью. Труд Епифания Премудрого продолжил агиограф XV века Пахомий Логофет, серб по происхождению, приехавший в Россию в 1430-е годы. Пахомий Логофет дополнил произведение Епифания Премудрого и создал на его основе вторую редакцию жития.

 

Б

Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: Почему Епифаний Премудрый назван выдающимся русским агиографом?

 

  Соне:   Сюда М.В.Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. РМ (если можно, обрезать картину, чтобы поместить только изображение Сергия). Сергий Радонежский (1314-1392)   Сергий Радонежский родился в селе Варницы, близ Ростова. Его мирское имя – Варфоломей. Когда юноше было около 14 лет, его семья была вынуждена перебраться из Ростова в небольшой город Радонеж. Имя Сергий будущий святой принял при постриге в монахи. Прозвание Радонежский появилось потому, что в юности Варфоломей основал пустынь[1] после глухого радонежского бора и построил там небольшую деревянную церковь, посвященную святой Троице. Впоследствии на том месте образовалась обитель, в нее приходили на жительство иноки (монахи) и к 1345 году там образовался Троице-Сергиев монастырь (ныне – Троице-Сергиева лавра). Сергий стал игуменом (настоятелем) монастыря, он ввел правило, чтобы иноки жили не от подаяния, а от своего труда, и сам подавал пример смирения и трудолюбия. Сергий сыграл значительную роль в объединении княжеств вокруг Москвы, примиряя враждующих князей и убеждая их подчиниться великому московскому князю. Благодаря этому перед Куликовской битвой русские князья признали московского князя Дмитрия вождем русского войска, и, отправляясь на Дон, князь Дмитрий приехал к Сергию за благословением на подвиг. Сергий благословил князя, предрек победу русского войска и отправил с князем на сражение двух своих иноков – Пересвета и Ослаблю. Сергий Радонежский умер в глубокой старости 25 сентября 1392 года. Он был величайшим подвижником земли русской, преобразователем монашества в Северной Руси. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

 

 

Соне: сюда репродукцию «Поединка на Куликовом поле» (Русский музей) с подписью: М.И.Авилов. Поединок на Куликовом поле (1943).

 

 

Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца. Написано премудрейшим Епифанием

(Фрагменты)

А

Читая фрагменты «Жития…», подберите название к каждому из них.

 

Благодарим Бога за премногую его благость, бывшую на нас, как говорит апостол: «Благодать Богу о неизреченном его даре». Ныне же должны мы благодарить Бога, который даровал нам такого старца святого, преподобного Сергия, в земле нашей Русской, в стороне нашей северной, в дни наши, в последние времена; гроб его у нас и пред нами, к нему с верою всегда прибегаем, великое утешение душам нашим получаем и от него пользу имеем; истинно велико то от Бога дарованное нам.

Удивляюсь, прошло столько лет, а житие его не написано; очень сожалел я, как о таком старце, пречудном и предобром, умершем 26 лет назад, никто не решился написать, ни дальние, ни ближние, ни большие, ни меньшие: большие не желали, а меньшие не смели.

Год или два спустя после смерти старца я, окаянный и вседерзкий, решился на это, обратился к Богу и, старца призвав в молитвах, начал мало-помалу подробно писать житие старца, а про себя думал: «Я не отнимаю ни у кого, а для себя пишу, памяти ради и пользы ради». Приготовил за 20 лет этого писания свитки, в которых написал некоторые главы о житии старца для памяти своей: одни в свитках, другие в тетрадях, еще не по порядку, но начало в конце, а конец в начале. Так я ожидаю и жажду такого времени, когда кто-нибудь лучше и разумнее меня научит и вразумит. Но точно разузнав, услышав и увидев, что никто и нигде не говорил и не писал о старце, я, когда про это вспомню и услышу, то думаю и размышляю: такое тихое, дивное и добродетельное житие его остается не написанным так много лет, что размышляя, недоумеваю, печалюсь, не разумею и загораюсь желанием писать; и одержим этим желанием – как и каким образом начать писать, чтобы из многого отобрать главное для жития преподобного старца. Нашел двух старцев премудрых, рассудительных и разумных и спросил у них о нем, чтобы успокоиться; и спросил их, достойно ли это написания? Они ответили: «Как неразумно и не следует жития нечестивых писать, так не подобает жития святых мужей забывать, не писать и молчанию предавать и забвению. Если житие святого мужа написано будет, то от этого великая польза и утешение всем: и пишущим, и рассказывающим, и слушающим. Если же житие святого старца не будет написано, а видевшие и помнившие его умрут, то какая польза в этом забвении и молчании? Если не написано будет житие его, то как узнать не знавшим его о том, каков он был, откуда родом, как родился и рос, как принял постриг[2] и воздерживался, как жил и умер? Если же житие будет написано, то кто-либо, услышав о старце, последует его примеру и от этого получит пользу».

Пишет же Василий Великий[3]: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем». Помни, что жития святых следует писать не только на бумаге, но и на своем сердце, ради пользы, а не скрывать и молчать: молчание в церкви лучше хранить, а дела божии необходимо и полезно проповедовать.

С тех пор возникло у меня желание выпытывать и вопрошать древних старцев, хорошо сведущих в истине, что им известно о житии Сергия, как сказано в святом Писании: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твои ответят тебе». Отцы мои поведали мне, что слышали и разумели, что-то я от старцев слышал, что-то узнал от тех, кто немалое время был учеником его и поливал воду на руки его, иное что-то слышал от его старшего брата Стефана[4], бывшего отцом Федору[5], архиепископу Ростовскому, другое от иных старцев, древних достоверных, бывших очевидцами его рождения, воспитания, обучения книжного, возмужания и юности его, даже до пострижения в монахи; другие же старцы были оцевидцы и свидетели истинные его пострижения, начала пустынножительства и поставления во игумены и так по порядку; были же и другие рассказчики и сказители. Но на многие труды старца и на великое его подвижничество взираю словно безгласный и бездельный, приходя в недоумение от ужаса, не находя необходимых слов, достойных деяния его. Как могу я, бедный, в нынешнее Сергиево время по порядку написать сие житие, рассказать о многих его подвигах и неизреченных трудах?

Как же начну, чтобы по достоинству деяний и подвигов его все известное изложить слушателям? Что подобает первым вспомнить? Или какой довольствоваться беседой в похвалу ему? Откуда взять умение, которое укрепит меня к таковому повествованию? Как же таковую и невыразимую повесть поведаю, не знаю, поскольку творимое не по силе нашей? Как не может малая ладья, нагруженная большим и тяжелым грузом, плыть, так надлежащая беседа[6] превосходит наш ум и немощь. Если же и побеждает нашу худость, однако молимся всемилостивому и всесильному Богу и Пречистой его матери, да вразумит и помилует меня грубого и неразумного, да подаст мне слово, чтобы отверзлись уста мои, не моего ради недостоинства, но ради молитв святых старцев, и самого Сергия на помощь призываю и осеняющую его благодать духовную, да будет мне поспешник и слову помощник; призываю еще его стадо богозваное, благое собрание, сбор честных старцев, к ним же со смирением припадаю, и в ноги им кланяюсь, и на моление призываю, и понуждаю, очень же в тех молитвах постоянно нуждаюсь именно сейчас, когда начинание мое начинается и к нему устремляется сказание повести. <...>

 

Б

Найдите в тексте эпитеты, которыми называет себя Епифаний Премудрый. Подумайте, почему автор себя принижает?

 

***

Хочу сказать о времени, когда родился преподобный. Во времена благочестивого, преславного и державного царя Андроника[7], самодержца греческого, который в Царьграде[8] царствовал, при архиепископе Константинопольском Калисте, патриархе вселенском, в земле Русской, в великое Тверское княжение, при великом князе Дмитрии Михайловиче[9], при преосвященном архиепископе Петре[10], митрополите всея Руси, когда была рать Ахмылова[11].

Названный же младенец, о нем рассказ мы с самого начала ведем, спустя некоторое время после крещения, по законам естества, отнимается от груди, освобождается от пелен и от колыбели. И так отрок рос, как обычно, преуспевая душой, телом и духом, исполняясь разума и страха божия, и милость божия была на нем. Когда же исполнилось ему семь лет, отдали его родители учиться грамоте.

Прежде поминаемый раб божий Кирилл[12] имел три сына: первого – Стефана, второго – Варфоломея, третьего же Петра, – воспитал их со всякими наставлениями, в благочестии и чистоте. Стефан и Петр успешно изучали грамоту, отрок же не скоро к писанию привыкал, но медленно и не прилежно. Учитель с большим прилежанием учил его, но отрок не внимал и не умел, не похож был на учащихся с ним. Из-за этого много бранили его родители, еще больше учитель его томил, а соученики – укоряли. Отрок же часто тайно со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай же мне грамоту эту, научи и вразуми меня».

Поэтому немалая печаль была родителям его, немалое старание прилагал учитель его; все они печалились, не зная, что в этом был высший промысел божий, который хочет сотворить Бог на отроке этом, ибо не оставит Господь преподобного своего. По воле божьей было так, что от Бога книжное учение будет ему, а не от человека; так и было. Скажем и то, что от божия откровения овладел он грамотой.

Однажды послал его отец разыскать жеребят. Это все было от Бога всемудрого судьбами, как первые царские книги извещают о Сауле[13], который послан был отцом своим Кисом разыскать ослят. Когда он шел, то встретил святого пророка Самуила, от него и помазан был на царство и высшее дело приобрел. Так и блаженный отрок высшее дело обрел. Ибо, посланный отцом своим Кириллом разыскивать скот, обрел[14] некоего черноризца[15], святого старца, странника незнакомого, в сане пресвитера[16], святолепного и ангеловидного, стоявшего на поле под дубом и прилежно со слезами молитву творившего. Отрок, увидев его, прежде сотворил смиренно поклон ему, затем приблизился и встал около него, ожидая конца молитвы. И когда окончил молитву старец и взглянул на отрока, тот прозрел внутренними очами, – так сосуд хочет быть избран Святому духу; и призвал его к себе старец, и благословил его, и о Христе целование дал ему, и вопросил его, сказав: «Что ищешь или что хочешь, дитя?»

Отрок же сказал: «Возлюбила душа моя пожелать больше всего учить грамоту эту, за тем и отдан был учиться, и ныне очень скорбит душа моя, ибо учусь грамоте и не умею. Ты же, святой отец, помолись за меня Богу, чтобы научился я грамоте».

Старец же, воздев руки и глаза к небу, вздохнул и к богу сотворил молитву прилежную и, окончив, сказал: «Аминь». И достал из рукава своего, как некое сокровище, и оттуда тремя перстами подал ему нечто, похожее на анафору, на вид как малый кус белого хлеба пшеничного, как от святой просфоры[17], и сказав ему: «Раскрой уста свои, дитя, и прими это, и съешь; это дается тебе знамение благодати божией и разума святого Писания, если даже и малым кажется даваемое, то велика сладость вкушения его».

Отрок же раскрыл уста свои и съел это, и была сладость в устах его, как мед сладкий, и сказал: «Не это ли и есть сказанное: “Коль сладки гортани моей слова твои, лучше меда устам моим, и душа моя возлюбила это”». И сказал ему старец: «Если веруешь – и больше этого увидишь. И о грамоте, дитя, не скорби. Да будет тебе известно, что от сего дня дарует тебе Господь способность к грамоте лучшую, чем у братии твоей и; сверстников твоих».

 

Соне: сюда М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Третьяковская гал

 

И поучал его о пользе души. Отрок же сотворил поклонение старцу, и, как земля плодовитая и добро-плодная, принял семена в сердце свое, и стоял, радуясь душой и сердцем, что сподобился такого святого старца обрести. <...>

<…> По отшествии же старца постиг отрок сразу всю грамоту, оттуда добру научившись, переменился странным образом, и какую ни раскроет книгу, то хорошо читает и понимает. Добрый отрок этот достоин был даров духовных, ибо от самых пеленок Бога познал, Бога возлюбил, и Богом спасен был. И во всем повиновался родителям своим, стараясь все делать по их повелению и ни в чем их не ослушаться, как и святое Писание говорит: «Чти отца и мать – будешь долго жить на земле».

Еще об одном деле сего блаженного отрока расскажем, который в детстве мудрость показал, в юные строгий пост установил и от всего воздерживался: в среду и в пятницу ничего не ел, в прочие же дни хлебом питался и водою, в ночи же много без сна пребывал с молитвою, и так вселилась в него благодать Святого духа. <...>

Этот предобрый и вседобрый отрок несколько лет пребывал в доме родителей своих, возрастая и преуспевая в страхе божием. К детям играющим не ходил и с ними не играл, пустословным праздным разговорам не внимал, также со сквернословцами и смехотворцами не водился, только упражнялся в славословии божием и тем наслаждался. К церкви божией прилежно пристоял, на заутреню, на литургию и на вечерню[18] всегда ходил и святые книги читал, во всем утруждал свое тело, и иссушал свою плоть, и чистоту душевную и телесную без скверны соблюдал. <...>

 

Б

Какое событие жизни Преподобного можно считать началом его духовного пути? Почему?

 

***

После смерти родителей Варфоломей решил удалиться в монастырь. Он отправился к старшему брату Стефану, монаху в монастыре святой Богородицы и Покрова в городе Хотьково. Вместе они удалились в леса, окружавшие город, и, выбрав подходяще место, основали пустынь и заложили церковь, посвященную святой Троице.

Через некоторое время Стефан оставил брата и ушел в Москву, в монастырь святого Богоявления.

 

<…> Сам преподобный отец наш тогда еще не принял ангельского образа, пока не познал все монастырские дела и чернеческие[19] – на потребу монахам. И всегда, во все времена с великим прилежанием и с желанием и со слезами молился Богу, чтобы сподобиться ангельскому тому образу и причаститься к иноческому лику. И призвал к себе в названную пустынь одного старца духовного, чином священным украшенного, пресвитерскою благодатью почтенного, в сане игумена бывшего, по имени Митрофан. Его молит он со смирением, к нему радостно преклоняет главу свою, в иночество желая от него облечься.

Игумен тут же вошел в церковь и постриг его в ангельский образ, в месяце октябре, в шестой день, в память о святых мучениках Сергии и Вакхе[20], и наречено ему было имя в монашестве Сергий. Был святой тогда в возрасте 23 лет, когда принял иноческий образ.

После ухода игумена преподобный Сергий в пустыне жил один, без всякого человека. И кто может рас сказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынном. <...>

Иногда бывали демонские козни и устрашения, иногда угрожали ему звери, ибо много тогда зверей было в пустынном месте том. И среди них один зверь, называемый медведем, часто приходил к преподобному. И видел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но от остатков пищи немного берет себе на еду иногда; и выносил ему из хижины своей немного хлеба, клал на пень или на колоду, чтобы пришедший, по обыкновению, зверь готовую пищу брал себе и уходил. А когда недоставало хлеба и пришедший зверь не находил обычной своей доли, тогда подолгу не уходил, а стоял, озираясь по сторонам, ожидая, как некий злой должник, жаждущий получить долг. А когда нуждался преподобный и не было лишней пищи у него, то делил он на две части: одну – себе, другую – зверю. <...>

 

Соне: сюда М.В.Нестеров. Юность преподобного Сергия. (Изображен Сергий с медведем). Третьяковка.

 

Спустя некоторое время начали посещать его монахи, сначала по одному, потом же когда по двое, когда – по трое, молили преподобного, припадая и говоря: «Отец, прими нас, хотим с тобою на этом месте жить и души свои спасти». Преподобный же спрашивал их: «Можете ли терпеть трудности места этого, голод, и жажду, и всякие недостатки?» Они же ответили: «Да, честной отец, хотим». <...>

Преподобный Сергий, видя их веру и усердие, сказал им: «Я вас с радостью приму, только потрудитесь соорудить себе кельи. Но знайте: если в пустыню эту жить придете, если со мною на этом месте быть хотите, если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду, и недостатки, и бескорыстие, и бдение». <...>

Когда блаженный Сергий сказал это им, они с радостью и усердием обещали, сказав: «Все, что велишь, сделаем и ни в чем тебя не ослушаемся». И создал каждый себе келью и жил с Богом. Преподобный Сергий, живя с братьями, много трудностей претерпел, великие подвиги постнического жития творил, жил строгой постнической жизнью; добродетелями его были жажда, сильное чувство голода, бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, молчание, плотского желания умерщвление, труд, смирение нелицемерное, непрестанная молитва, доброе рассуждение, любовь совершенная, бедность одежды, память о смерти, кротость, страх божий непрестанный. Ибо начало премудрости – в страхе господнем, как цветок – начало ягод и всякого овоща, так и начало всякой добродетели – страх божий. <...>

 

Соне: сюда первую картину из триптиха М.В.Нестерова «Труды преподобного Сергия». (пилит что-то) Третьяковка. Через каждую страницу можно расположить остальные две картины. Одна в Русском музее, другая – или там, или в Третьяковке

 

Преподобный отец наш игумен Сергий, хоть и принял игуменство как старейший, но не изменил правила своего чернеческого, помня сказанное: «Если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга». Обычай же в основе своего игуменства имел такой: всякому, приходящему к нему и желающему постричься в монахи, не отказывал – ни старому, ни юному, ни богатому, ни нищему, – всех принимал с заботой и радостью. Но не сразу постригал его, а прежде велел облечься в свиту длинную из черного сукна и в ней проходить с братьями долгое время, пока не привыкнет к жизни монастырской.

Блаженный имел обычай такой: после вечерни, или поздно вечером, или глубокой ночью, также в темные и долгие ночи, сотворив молитву в келье своей и выходя из кельи, обходил монашеские кельи, заботясь о братии своей, не только тела их проведывая, но и о душах их заботясь, чтобы узнать о жизни каждого из них или о желаниях к Богу. И если заставал кого-нибудь творящим молитву, или поклоны кладущим, или дело свое с молитвой творящим, или святые книги читающим, или о грехах своих печалящимся, за них радовался, и Бога благодарил, и молил, чтобы до конца доброе свое дело совершили. Если слышал он, что беседовал кто-то, вдвоем или втроем, или смех раздавался – на то негодовал и не терпел такие вещи, рукой ударял в двери или, стукнув в окно, уходил.

Сперва, когда начинало строиться это место, иногда недоставало хлеба, и муки, и пшеницы, и ржи; иногда же недоставало масла, и соли, и другой еды; иногда же недоставало вина, чтобы служить обедню, и фимиама[21], чтобы кадить, иногда не хватало воску на свечи, и, служа ночью заутреню, не имея свеч, только лучиной березовой или сосновой светил себе, и так умел каноны и книги читать, и так совершал ночные службы свои.

Преподобный Сергий всякую нужду, тесноту и скудность терпел с благодарением, ожидая от Бога богатых милостей. И случалось иногда искушение, поскольку с искушением бывает и милость божия; иногда недоставало хлеба и соли у игумена, да и во всем монастыре было мало еды. Но заповедь преподобного игумена к братии была такова: если случится такое искушение, что хлеба не хватит и мало будет еды, то не ходить ради этого из монастыря в деревню или село и не просить у мирян телесных потреб, а терпеливо сидеть в монастыре, просить и ожидать милости Бога. Так он братии велел, так и сам творил и терпел, пребывал по три и четыре дня без пищи. <…>

 

Б

Какую жизнь вел Преподобный в основанной им пустыни?

 

***

В то время как много слухов о житии преподобного распространялось, многие люди из разных мест посещали его, приходили, желая только посмотреть на него, и, посмотрев, возвращались к себе, и друг другу рассказывали о нем, удивляясь. Это слышал один христианин, поселянин, пахарь, земледелец, живший в селе своем, пахавший плугом своим и своим трудом питавшийся; жил далеко от этих мест, но, многое слышав, захотел видеть его.

Однажды оставил он работу и пришел в монастырь Сергия, а прежде не видал его; в то время преподобный с киркой трудился, в огороде копал землю, чтобы посадить огородные растения. Пришедший земледелец хотел видеть его, искал и говорил: «Кто есть Сергий и где есть чудный и славный муж, о нем я слышу, и хочет ли он мне показаться?» И каждого из братии спрашивал и просил, чтобы указали ему искомого. Они же ему поведали: «В огороде он, уединился, копает землю, немного подожди, пока не выйдет».

Он же, очень желая, не дождался, а приник к отверстию, увидел блаженного в худой одежде, порванной и заплатанной, в поте лица трудящегося, и подумал, что это не тот, кого он ищет, ибо не верил тому, о чем слышал. И сказал братии: «Почему не покажете мне его, к нему издалека пришел поклониться, и дело больше есть к нему». Они же сказали: «Показали тебе его, его видел в отверстие. Если еще не веришь, то увидишь его после». Он же не верил, но при дверях стоял, словно откуда-то ждал его.

Когда же преподобный закончил дело свое и из огорода в монастырь вернулся, тогда монахи указали ему, сказав: «Это и есть тот, кого желал видеть». Земледелец отвернулся от блаженного, начал смеяться и побрезговал им, сказав: «Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне бедняка, показали. Издалека пришел, чтобы пользу получить, а вместо пользы напраслину поимел. В честной монастырь пришел, но и тут пользы не получил: вы же глумитесь надо мною либо думаете, что я безумный. Я святого мужа Сергия, о котором слышал, надеялся увидеть в чести, в славе,в величии. На том, кого вы указали, ничего не вижу – ни чести, ни величия, ни славы, ни одежд красивых, дорогих, ни отроков при нем, ни слуг поспешных, ни рабов, служащих ему или честь воздающих, но все рваное, все нищее, все сирое. И думаю, что это не тот».

Братия все игумену сказала: «Не смеем говорить и боимся тебя, честной отец, а гостя твоего отослали отсюда как бездельника и нечестивца, ибо он, невежда и поселянин, тебе не кланяется, ни чести достойной не воздает, а нас укоряет и не слушает, лжецами нас считает. Хочешь, мы изгоним его?»

Божий человек Сергий, посмотрев на братию, увидел, что смутились они, и сказал: «Братие, не делайте этого, ибо не к вам, а ко мне он пришел. И зачем вы ему беспокойство причиняете, ведь он мне доброе дело сделал, а я вины в нем не нахожу». И это сказал, не дождавшись от него поклона, а сам быстро приветствовал земледельца со старанием, с великим смущением поклонился ему до земли, и с большой любовью к Христу целование ему дал, и, благословив, очень хвалил поселянина. И не только это, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, заставляя есть и пить; с честью и с любовью угощение сотворил ему. Он же печален был, говоря себе: «Сергия ради потрудился сюда прийти и видеть его, но не получил желаемого».

Преподобный Сергий сказал ему: «Не печалься, здесь есть милость божия, ибо никто печальным отсюда не уходит, о ком печалишься и кого ищешь, сейчас бог даст тебе того». И пока он это говорил, приехал в Монастырь некий князь с гордостью и славой, и большой полк был с ним, бояре и отроки. И впереди идущие, и свита княжеская поселянина этого взяли за плечи руками, оттолкнули его далеко от князи и от Сергия. И еще издали князь поклонился Сергию до земли, и Сергий благословил его, и, поцеловавшись, сели они вдвоем, а остальные стояли.

Поселянин же бродил вокруг в поисках игумена. Раньше гнушаясь и брезгуя им, теперь искал его, чтобы прикоснуться к нему, поглядеть на него, припасть к нему, но нигде не мог найти его. И спросил одного из стоящих впереди: «Кто есть тот монах, сидящий справа от князя, поведай мне?» Он же посмотрел на него и сказал: «Ты что – не здешний? Неужели ты не слышал о преподобном отце нашем Сергии? Тот, кто говорит с князем, – он и есть». Тот же, услышав, осудил себя и затрепетал.

Когда князь вышел из монастыря, тогда поселянин взял с собой нескольких монахов и с ними, забежав вперед, кланяясь до земли игумену, говорил: «Отче! Насколько был нечестив и насколько согрешил, прости меня и помоги моему неверию. Ныне познал воистину тебя, отец, все что слышал о тебе, то и увидел».

Преподобный же Сергий, простив его и благословив, побеседовал с ним душепитательными, утешительными словами и отпустил его в дом свой. И с тех пор тот человек великую веру имел к Святой Троице и к преподобному Сергию до самой смерти. И через несколько лет пришел из села в монастырь к преподобному, и постригся в монашеский чин, и пробыл несколько лет в покаянии, и в исповедании, и в исправлении, и преставился к Богу. <…>

 

Б

Почему пришедший увидеть Сергия крестьянин сначала не поверил, что перед ним Преподобный. Чему учит эта история?

 

***

И стало известно, что по попущению божию за грехи наши ордынский князь Мамай, двинул силу великую, всю орду безбожных татар, идет на Русскую землю. И были все люди в великом страхе притесняемы. Князь же великодержавный, который тогда скипетры русских стран держал, достохвальный и победоносный, – великий Дмитрий[22] – пришел к святому Сергию. Имел он великую веру к святому старцу и хотел спросить его, велит ли ему идти против безбожных татар: ибо знал его как мужа добродетельного и дар пророчества имеющего.

Святой же, услышав это от великого князя, благословил его, молитвою вооружив, и сказал: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь, и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься».

 

Соне: сюда М.В.Нестеров. Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским. Третьяковка

 

Великий же князь сказал: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь во имя пречистой Богоматери». И это сказав, принял благословение и уехал спешно. И, собрав все свои силы, поспешил против безбожных татар. И, увидев сил их великое множество, стал сомневаться, большим страхом объят, размышляя, что делать. И внезапно в этот час от святого приспел скороход с посланием, говорившим: «Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог».

И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и окончательной пагубе преданы были. <...>

Достохвальный и победоносный великий князь Дмитрий, славную победу над супротивными варварами одержав, возвратился в светлой, большой радости в свое отечество, и немедленно пришел к старцу святому Сергию, благодарность ему воздавая за доброе пророчество, и всесильного Бога прославляя, и за молитвы благодаря старца и монахов, и в веселии сердца поведал о том, как возвеличил Господь милость свою на нем. И милостыню большую монастырю дал, напомнил великодержавному старцу, что обещал и хотел быстрее в дело воплотить: пречистой Богоматери монастырь во имя ее устроить там, где найдется место, подходящее для строительства[23]. <…>

 

Б

Какое событие определило исход Куликовского сражения?

 

***

Жил свято годы в добром воздержании, труде и неисповедимые, несказанные чудеса показал, и в старость глубокую пришел, нимало от божественных пений или служений не отходя. И чем больше старался возрастом, тем больше укреплялся, и рос усердием, и божественные подвиги мужественно совершал, будто и не побеждаем был старостью, но ноги его ото дня все больше деревенели, ибо приближался он к кончине. За шесть месяцев до кончины он понял, что преставится, призвал монахов и вручил старейшинство своему ученику, по имени Никон[24], бывшему в добродетели совершенному и во всем следующему своему учителю, телом молодому, умом же весьма сединами убеленному, что впоследствии проявил, чудеса показав. Ему Сергий и напутственное слово сказал: велел пасти стадо христоименитое внимательно и справедливо, ибо слово хотел сказать не о себе, а о многих. И так великий подвижник, верою благочестивейший – неусыпаемое обуздание, непресыхающий источник, желанное имя, – начал безмолвствовать и в сентябре месяце в телесный недуг впал. И, видя, что настало время отойти к Богу и естеству отдать долг, дух же желанному Иисусу предать, новоизбранное стадо, и беседу простер подобающую, и, пользе поучив, сказал, что непрестанно в православии надо пребывать, единомыслие дружеское хранить завещал, иметь чистоту душевную, и любовь нелицемерную, от злых и от скверных похотей отлучиться, пищу и питье иметь смиренное, больше всего смирением украшаться, страннолюбия не забывать, от супротивословия удаляться, жизни земной чести и славы не возносить, но вместо этого от Бога мздовоздаяния ожидать, небесных благ вечного наслаждения. И прочего много наказал, сказав: «Як Богу, зовущему меня, отхожу от вас. Предаю вас всемогущему господу и его пречистой Богоматери, да будет вам прибежище и защита от сетей вражьих и оскорблений их». И в самый конец, когда хотел от телесного союза отрешиться, владычного тела и крови причастился – а ученик руками его немощные члены поддерживал, – поднял к небу руки, молитву сотворил, чистую и священную свою душу с молитвою Господу предал в лето 1391 месяца сентября 25-го. Жил же преподобный 78 лет.

Излилось тогда благоухание великое и неизреченное от тела святого. Монахи же с плачем и рыданием сокрушались и на одре честное и трудолюбивое тело положили, псалмопением и надгробным пением его провожая. Ученики слез источники пролили, кормчего лишившись, с учителем и отцом разлучения не вынося, плакали, желая умереть вместе с ним. Лицо святого светилось, как снег, а не как обычно у мертвого, но как у живого или у ангела божия, показывая душевную его чистоту и мздовоздания от Бога трудам его. Положили честное его тело в обители, им же созданной. И после кончины чудеса произошли: и расслабленных членов укрепление, и от лукавого духа людям освобождение, и слепых прозрение, горбатых выпрямление, как только они к раке приближались. Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила божия его прославила, перед ним летели ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и всесвятской Троицы озарение принял, как и подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение – и не только при жизни, но и при смерти, что и невозможно описать.<…>

Восхваляем мы его не как похвалы требующего, но так, как он о нас молится, во всем подобен страстотерпцу Христу. Но не будем слишком многоречивы. Ибо кто сможет по достоинству святого прославить?

(Перевод В.А. Грихина)

 

Б

1. Какие эпизоды жизни Преподобного самые важные с точки зрения автора? Почему?

2. Найдите в тексте жития эпизоды, которые могут служить иллюстрациями следующих пословиц:



Не стоит город без святого, селение без праведника.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 468.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...