Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель урока: повышение уровня сформированности читательских интересов с помощью изучения басен.




Басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Иллюстрация на этапе анализа текста может стать средством выявления динамики авторского отношения к героям и помочь школьникам проследить логику развития действия.

Проблема, с которой сталкиваются ученики в осмыслении этой басни, схожа с большинством других - они не видят ни комплекса характерных черт, которыми Крылов наделяет своих персонажей, ни символического значения образов в этой басне (Мартышка для них - только аллегория глупости).

Однособытийность басни в детском сознании уплощается до одного кульминационного момента: они не видят развития действия, изменений в эмоциональном состоянии героев, не замечают композиционных особенностей басни. Работа с иллюстрацией поможет привлечь внимание ребят к композиции и ос мыслить ее особенности, а именно: увидеть, что в ее основе хотя и одно, но развивающееся по определенной логике событие. Выявление первых реакций учеников на басню обнаруживает некоторую особенность в их восприятии героев. Мартышка - глупа, а зачем в басне Медведь, им вообще непонятно. Чтобы дать совет Мартышке - предполагают ученики.

В этот момент обращаемся к иллюстрациями, выполненным художником П. Репкиным.

Первое задание – расположить рисунки в соответствии с басенной фабулой. Это помогает составить план басни и нацеливает учащихся на наблюдение не только за поведением Мартышки, но и за ее эмоциональным состоянием. Выявив, как меняется Мартышка по ходу своего монолога, ищем причины этих изменений.

- О чем говорят позы и мимика персонажей на каждой из иллюстраций? Проследите, как меняется эмоциональное состояние главных героев и отношение к ним автора.

Почему вы так решили? Почему на первой иллюстрации Мартышка расположена вровень с Медведем, а на послед ней - ниже его? Какую роль в басне играет зеркало? Почему художник изображает Мартышку спиной к зеркалу?

Сравните поведение Мартышки перед зеркалом и поведение других известных вам литературных героев, тоже как то связанных с зеркалом. (Царицы в сказках братьев Гримм и Пушкина не хотят принять правду, о которой говорит им зеркало; Кай утрачивает способность видеть правду, так как зеркало ее искажает, а Мартышка видит правду, но не понимает ее, не замечает, трактует все в свою пользу!) Для нее зеркало - окно, за которым кривляются ее кумушки. А зеркало у Крылова - аллегория критики, объективной, справедливой. Оно не преувеличивает, не искажает, не смеется.

Оно показывает то, что есть, таким, каково оно есть. - Чем вызван такой бурный монолог Мартышки? Она ведь еще и перед Медведем старается! Оказывается, Мартышка не только глупая, но и кокетливая, самовлюбленная, злая. Как не похожа она на аллегорических персонажей басен Эзопа! Почему Медведь молчит на протяжении всей бас ни?

Каким он предстал на иллюстрациях Репкина? Можно ли догадаться по тексту басни о том, какие чувства испытывает Медведь? Поставьте себя на его место: что бы сделали вы? Таким образом, мы вновь включаем учеников в диалог между художником и бас ней: они пытаются определить свое отношение к Мартышке и Медведю и вступают в диалог с художником. Многим кажется, что Медведь должен смеяться, потому что Мартышка комична.

Кто-то говорит о раздражении: Медведь сердится, ворчит, Мартышка ему надоела своими глупостями и кривлянием.

А кто-то замечает его печаль, отсутствие надежды на то, что он будет услышан. А ведь в басне нам не найти однозначного ответа о реакции Медведя.

Как произносит Медведь мораль?

Какую мораль вынес из басни художник Репкин?

Почему же совет Медведя пропал попусту?

И какие мысли появляются у читателей басни?

Как Крылов относится к своим персонажам и ситуации?

Он смеется, огорчается?

Если бы вы должны были оставить только одну иллюстрацию, то какую бы выбрали? Единого мнения относительно выбора единственной иллюстрации в классе вряд ли можно достигнуть, но это и не является нашей задачей.

Главное, чтобы, объясняя свой выбор, учащиеся указывали на обязательное присутствие на иллюстрации зеркала («Потому что это не просто предмет, а тоже герой, Правда».) А совет попусту пропал потому, что таким Мартышкам вообще не нужны ничьи советы, они не видят и не слышат ни зеркало, ни Медведя, никого, кроме себя. Значит, не надо на таких Мартышек тратить время. Крылов смеется и над Медведем, решившим, что Мартышка его услышит! Но в финале мы слышим и грустную интонацию автора: все же он называет Медведя Мишень кой, явно сочувствуя ему. Это открытие смогли сделать сами ученики.

 

Фрагмент урока № 3

Цель урока: актуализировать и расширить знания о басенном жанре.

Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Иллюстрации помогают осмыслить особенности композиции басни, становятся средством прояснения динамики авторского отношения и причин этих изменений. Басня «Мартышка и Очки» не менее сложна, чем предыдущая, потому что Очки - образ символический, т.е. многозначный.

Кроме того, отношение к Мартышке у автора постепенно меняется, а ученики не видят этих изменений, так как их внимание привлекает в основном финал басни. Не расшифровывают они и аллегорический образ Мартышки, называя ее глупой, так как она не знает, как быть с очками.

Мартышка же - аллегория невежества, а ученики плохо понимают, чем одно отличается от другого. Преодоление этих трудностей и становится задачей урока. Создать проблему помогает любой прибор, назначения которого школьники не знают, например, амперметр.

- Для чего этот прибор? Как вы узнаете?

Глуп ли человек, если чего-то не знает?

Чем отличается поведение глупца от поведения умного?

Всегда ли глупость смешна?

Кто такие невежды?

Какие чувства вызвала у вас Мартышка?

Обычно говорят о том, что Мартышка смешна (стереотип восприятия басен).

Напоминаем предыдущую ситуацию урока: смешно ли было им? Показываем иллюстрации П. Репкина к этой басне.

- На каких рисунках Мартышка вызывает смех, на каких - другие чувства?

Соотносим иллюстрации с текстом. Наблюдаем, как менялось состояние Мартышки и отношение к ней автора. Рядом с иллюстрациями располагаем фрагменты текста басни и фиксируем состояние Мартышки (ее эмоции) и отношение к ней автора с помощью анализа изобразительно выразительных средств языка.

Составляем план, фиксирующий изменения авторского отношения к Мартышке и чувств героини:

1. Сочувствие (Мартышке плохо, она слаба).

2. Улыбка (она смешна, ведет себя нелепо).

3. Смех, легкое опасение (злится).

4. Недоумение, опасение (свирепеет).

5. Сожаление (мораль). Затем показываем еще несколько иллюстраций других художников, на которых Мартышка изображена в разных состояниях.

- Как художники относятся к Мартышке и почему?

Как вы догадались об этом, какие детали рисунков вам помогли?

Мы анализируем иллюстрации, привлекая внимание учащихся к позам, жестам, мимике героев.

- Почему Крылов не говорит о том, где и как Мартышка сумела достать очки?

Как ответили бы на этот вопрос авторы иллюстраций? Отвечая, ученики обосновывают свои предположения.

- Какое качество Мартышки подчеркнул каждый художник?

Какой из рисунков актуален для сегодняшнего дня? Иллюстрации к басням помогают школьникам глубже понять многозначность образов символов и как следствие многозначность самой басни Крылова в целом.

Интерпретации басенных образов художниками приводят школьников к осознанию заложенной в поэтической басне возможности обобщенного смысла, который шире, чем смысл морали. Это и делает басню Крылова актуальной в наши дни: она не поучает, а учит думать, выбирать свою позицию на основе гуманистической системы ценностей.

Таким образом, в процессе работы были выявлены следующие условия формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения басни:

- применение системы специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения, систематическое использование опор, способствующих формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом;

- использование в процессе работы средств обучения: иллюстративный материал для словарно-логических упражнений, книги содержащие басни, наглядные пособия, демонстрационные картины;

- использование разнообразных форм работы: игра, литературная игра, беседа, беседа-дискуссия, выставки книг, театрализация, ролевое чтение, «сопереживание»;

- использование иллюстраций к басням И.А.Крылова на уроках литературного чтения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...