Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль изучения произведений басенного жанра в формировании читательских интересов младших школьников




 

Поскольку в XXI веке – времени бурного развития инновационных технологий, электронных СМИ и индустрии развлечений – наметился кризис читательской культуры, связанный с уменьшением доли читающих школьников, способствовать формированию активной читательской позиции, на наш взгляд, способен только творческий подход учителя к работе с текстом.

Особенно важными при этом являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию текста и самому процессу чтения. Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно значимым для него, эмоционально насыщенным или иметь ярко выраженную познавательную направленность. Таким критериям в полной мере отвечают басни.

Басня - это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Это короткая, чаще всего поэтическая история, в аллегорической форме, изображающая человеческие действия и отношения.

Басня – это краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.

Басня является древнейшим жанром, она имеет длительную традицию, как в фольклоре, так и в литературе разных народов. Обладая достоинствами поэзии (эмоциональность, определённый ритм, яркие языковые средства, выразительность изложения) басня соединяет их в себе с характерными своими признаками - наличие нравоучительной идеи, выраженной иносказательно; лаконичность; аллегория. Басне принадлежит особая роль в хранении, конструировании и трансляции культурных представлений, сложившихся в рамках национальной языковой картины мира[6].

Действующие лица в басне вместе с людьми - животные, растения, вещи и т. д. Характерной особенностью басен является то, что они содержат афористически сформулированный вывод, мораль, мораль, что может и подразумевается.

Большое воспитательное значение имеет изучение басен в начальной школе. Это связано в первую очередь с тем, что именно басни содержат в себе большое количество материала, воздействующего на эмоциональную сферу младших школьников. В школьном курсе проходят те басни, которые содержат в себе общежитейскую мудрость осуждающую людские пороки.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом её достоинств:

1.Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Все написанные на сегодняшний день басни описывают сценки из жизни, которые учат народной мудрости и описывают различные человеческие пороки.

2.Выразительность и картинность описаний способствуют развитию речи и мышления младших школьников[6].

Басня отличается от других художественных произведений тремя признаками:

- наличие морали,

- аллегоричность,

- особый тип чтения.

В программах литературного чтения для учащихся начальной школы представлены басни Эзопа,И.А. Крылова и Л.Н. Толстого, которые имеют значение в становлении мировосприятия и литературном развитии детей.

Басни И. А. Крылова составляют ядро жанра, поскольку именно в них наиболее ярко представлен басенный мир как особая художественная реальность, в котором:

1) отсутствуют положительные герои, поскольку все они являются носителями качеств, разрушительных и вредоносных либо для других, либо для них самих;

2) обычно два персонажа, антагонистичных по отношению друг к другу;

3) образы персонажей обладают устойчивой семантической доминантой и сохраняют максимально проявленные типичные признаки поступков в разных драматических ситуациях;

4) они поэтичны и драматургичны[3, с. 7].

Эти признаки, безусловно, определяют внимание к басне со стороны начального школьного обучения, поскольку басни заключают в себе заложенную автором общежитейскую мудрость, приучают детей мыслить, искать определённые параллели между персонажами и событиями басни, и реальной жизнью. Младшие школьники воспринимают басни как образец стихотворного произведения, совмещающий в себе яркий образ, глубокий смысл и высокую положительную направленность, обусловленную эмоциональным настроем и запоминающимися образами персонажей, на примере которых автор учит читателей глубокой и содержательной народной мудрости, накопленной жизнью предыдущих поколений.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Во-первых, в процессе анализа произведения нужно помочь ребенку живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Во-вторых, чтобы басня оказала свое полноценное влияние на развитие школьников и способствовала формированию их читательской компетентности, учителям нужно стремиться обеспечить правильное понимание текста.

С помощью басен можно реализовать несколько дидактических принципов обучения: доступности; связи обучения с жизнью; сознательности и активности; систематичности и последовательности; воспитывающего и развивающего обучения.

Доступность текста для восприятия младшими школьниками достигается простотой и ясностью сюжетов басен, знакомыми детям образами героев, а также лаконичностью стихотворной формы, убедительностью смысловой линии, басенным юмором, острым сюжетом-сценкой.

Посредством изучения басен Эзопа, И.А. Крылова и Л.Н. Толстого реализуется принцип связи обучения с жизнью. Под воздействием художественного слова басни в воображении младших школьников возникают живые картины-образы. Ученики представляют себе все, о чем говорится в басне так, как будто наблюдают за реальной действительностью. Все в басне кажется им жизненным и знакомым. При этом художественные реалии воздействуют на мировосприятие учеников начальной школы более глубоко и интенсивно, чем реальная жизнь, поскольку уже несут в себе авторскую оценку.

Филологи и методисты солидарны в том, что наилучший путь в мир басен И.А. Крылова – это выразительное чтение вслух. При таком чтении дети слышат голоса героев, что является ключом к пониманию персонажей и их поступков, а также голос самого автора, повествующего о них. Именно потому анализ басни И.А. Крылова как специфически организованного «звучащего слова» представляется наиболее плодотворным и интересным [1, с. 58].

Анализ поступков персонажей басни и авторского отношения к ним раскрывается через еще один дидактический принцип – принцип сознательности и активности обучающихся. При этом в рамках эвристического и исследовательского методов могут использоваться такие приемы, как «чтение с пометами»; «чтение с остановками»; эвристическая беседа; работа в позиции читателя, критика автора, теоретика; «пятиминутное эссе» и др. Творческое чтение предполагает также сопоставление вариантов выразительного чтения, содержащих разную трактовку текста; чтение по ролям, передающее эмоции героев.

Дидактический принцип систематичности и последовательности реализуется при соблюдении преемственности в изучении басен. Они являются тем ценным литературоведческим материалом, которым учитель может варьировать: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Таким образом, басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого вносят неоценимый вклад в воспитание нравственных качеств подрастающего поколения: доброты, справедливости, храбрости, трудолюбия и др. Для изучения в начальной школе подобраны басни, заключающие в себе проверенную веками житейскую мудрость и осуждающие пороки человеческих характеров. В мире этого жанра утверждается духовно-нравственная истина: «образование ума» не должно расходиться с «образованием сердца» (дидактический принцип воспитывающего обучения).

Чтение и анализ басни – важный этап в формировании читательских интересов младших школьников. Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и отличать ее от других жанров художественной литературы, учителю нужно методически грамотно организовать работу над этим произведением на уроках литературного чтения. Необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии и анализе произведений басенного жанра и выбрать те приемы, которые будут способствовать их преодолению.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...