Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список использованных источников и литературы




 

1. Адрианова М.Е. Басни Крылова в начальной школе. Из опыта работы / М. Е. Адрианова, А. Е. Адрианова. - М.: Педагогика, 2011. - 120 с.

2. Акина Г.А. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2 класс / Г.А. Акина. – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2007. – 108 с.

3. Алпатова Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова / Т. А. Алпатова // Литература в школе. - 2008. - № 12. - С. 7−11.

4. Бабинский М. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности / М. Бабинский // Литература: Прилож.к газ. «1 сентября». - 2013. - № 7. - С. 7-17.

5. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А.С. Батышев – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 200 с.

6. Вольхин М.С. Социокультурный аспект изучения басни в школе / М.С. Вольхин // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1078-1082. - URL https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 02.01.2018).

7. Горецкий В.Г. УМК «Школа России»: Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «литературное чтение» для 1 класса / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 124 с.

8. Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни / А.В. Дановский // Начальная школа. - 2004. - № 6. – С. 23-29.

9. Ермолаева О.А. Формирование читательской компетентности у младших школьников (на материале басен)‌‌ / О.А. Ермолаева, И.В. Гурова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. – 2015. - № 1. – С. 272-278.

10. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - М.: Проспект, 2011. – 250 с.

11. Корепина Л.Ф. Крыловские басни – живой диалог автора с читателями / Л.Ф. Корепина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки.– 2015. – №9. – С. 57–60.

12. Кожин А.А. А.С. Пушкин о творчестве И.А. Крылова / А.А. Кожин // Русская речь. – 2004. – №3. – С.19-21.

13. Кожин А.А. Самобытность басенного слова: [ О роли творчества И. А. Крылова в развитии русского литературного языка] / А.А. Кожин // Русская речь. – 2000. – №2. – С.40-44.

14. Морозова Е. А. Пословицы и поговорки в баснях И.А. Крылова / Е.А.Морозова // Русская словесность. – 2003. – №7. – С.19-23.

15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е изд. – М.: Владос, 2005. – 631 с.

16. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - 2-е изд. испр. и. доп. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

17. Светловская Н.Н. Басни И.А. Крылова / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 25−29.

18. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Слатенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.

19. Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А.Крылова: Проблемы школьной интерпретации / Л.И. Черемисинова // Начальная школа. – 2003. - № 10. – С. 26-31.

20. Шевлякова Е.Д. Чтение басен И.А.Крылова в начальной школе. Анализ содержания, опыт словарно-фразеологической работы / Е.Д. Шевлякова. -Магадан: Магаданское книжное издательство, 2011. - 64 с.

21. Шелестова З.А. Выразительное чтение басни / З.А. Шелестова, О.С. Шелестова // Литература в школе. – 2002. - № 1. – С. 16-29.

 

Приложение 1

Фрагменты уроков, формирующих читательские интересы у младших школьников в процессе изучения басенных произведений

 

Фрагмент урока № 1

Цель урока: повышение уровня сформированностичитательских интересов.

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

На этапе выявления восприятия мы обнаружили, что все школьники отказывают Стрекозе в сочувствии, а поэтому смысл басни сводят к ее морали, точнее, к словам Муравья, полностью разделяя его позицию. Предлагаем им ответить на вопросы:

«Какова правда Муравья?»,

 «Какой он видит жизнь, к чему стремится?»

Ответы, как правило, однотипны и скупы:

«Муравей - труженик. Он привык трудиться. Он не любит лентяев и бездельников».

Это подтверждает, что ученики не видят сложности образов, созданных Крыловым, воспринимают их только как однозначные аллегории дидактической басни.

А что же Стрекоза? В чем ее правда?

Ничего, кроме того, что Стрекоза «пела и плясала и ничего не делала», что она и есть бездельница, лентяйка, ученики не говорят. Никто не заступается за героиню!

Обостряем проблему:

- Что ждет Стрекозу после отказа Муравья? - Смерть!

Первый проблеск удивления на лицах. - А за какие грехи осуждает Муравей Стрекозу на гибель в холод? Она убила кого нибудь, ограбила, солгала? Неужели и баснописец разделяет приговор Муравья и тоже отказывает ей в сочувствии? Проблема обнаружена учащимися, но им пока ее не разрешить, они, скорее, в смятении, в сомнениях.

В этот момент и показываем иллюстрацию к басне, сделанную А. Лаптевым, с вопросом о том, разделяет ли художник их точку зрения?

Это первая учебная задача урока. Анализ иллюстрации направляется вопросами учителя.

- Какой эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Почему? (Кульминационный момент - просьба о помощи.) Где размещены герои? (В центре.) Кто находится ближе к зрителю? (Стрекоза.) Почему? Но почему это делает художник, ученики затрудняются ответить.

- Почему у Муравья в руке лопата? (Подчеркиваются его трудолюбие, хозяйственность.) Какие еще детали говорят нам об этом? (Топор, крепкий дом с запасами, дым из трубы.) Какие предметы характеризуют Стрекозу? О чем они говорят? (Сумочка, шляпа - натура легкомысленная, романтичная.)

Какие чувства испытывают персонажи?

Почему вы так решили? Анализируем позы, мимику, жесты. Но ученикам трудно их интерпретировать - они не видят мольбы, надежды Стрекозы и агрессивное неприятие Муравья. Намерения художника, так изобразившего героев, они не понимают.

Тогда мы прибегаем к приему вживания в образ через кинестетические ощущения: просим учащихся принять позу Муравья, аналогичную той, что изображена на иллюстрации, и поделиться своими ощущения ми. Затем они принимают позу Стрекозы и говорят о своих чувствах.

 После этого ученики, сидящие за одной партой, изображают: один - Муравья, другой - Стрекозу, - и каждый ученик после «немой сцены» делится своими переживаниями. Отмечаются важность, суровость, чувство превосходства у Муравья и униженное состояние, слабость и даже страх перед ним у играющих роль Стрекозы. Школьники, проникшись чувствами героев, начинают иначе смотреть на ситуацию в целом. Такую Стрекозу им становится немного жаль, а Муравей на иллюстрации начинает вызывать неприязнь. Те чувства, которые испытывает зритель картины, внушены ему художником.

Почему же А. Лаптеву важно, чтобы мы по сочувствовали Стрекозе и испытали неприязнь к Муравью? Как художник прочитал басню Крылова? Итак, вторая учебная задача урока: по чему художник сочувствует Стрекозе? Такая задача ведет к тексту басни, требует размышлений, осмысления позиции Крылова - это и есть художественный полилог художника, баснописца и читателя.

Примечательно, что после использования описанного приема у школьников по явилась потребность в высказывании своей точки зрения, и уже без наводящих вопросов со стороны учителя они говорили, что «Муравей неправ», «она (Стрекоза), конечно, сама виновата, но надо было ее пожалеть» и т.п. И самостоятельно стали обращаться к тексту, чтобы доказать, что автор сочувствует Стрекозе. Таким образом, иллюстрация, сделав учеников свидетелями диалога двух художников, мотивировала анализ произведения.

 

Фрагмент урока № 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...