Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Методические основы работы по формированию читательского интереса младших школьников к произведениям басенного жанра




Анализ современных программ и учебных пособий по литературному чтению и место изучения произведений басенного жанра в них

Анализ учебно-методических комплексов по литературному чтению для начальной школы (таких, как «Гармония», «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века») выявил, что:

1) басня входит в содержание почти всех программ;

2) направление изучения басни - сначала авторы знакомят младших школьников с жанровыми признаками басни, потом изучается специфика функционирования басни в творчестве разных авторов;

3) сравнительно расширился круг баснописцев, изучаемых в начальной школе;

4) многие авторы программ выбирают в качестве основного - сопоставительный анализ басенных произведений.

Методика изучения басен по программе «Школа России» подразделяется на несколько этапов:

1) познакомить детей с басенным творчеством, с теоретико-литературным понятиями: «басня», «мораль», «афоризмы»;

2) научить их понимать общечеловеческую мораль басен;

3)развивать и совершенствовать творческими способностями, навыками и умениями выразительного чтения;

4) иллюстрировать басни;

5) составлять копилку выражений из басен (например, по басням И.А.Крылова).

Изучение басен в начальных классах имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Для чтения в начальной школе детям предлагается определенные басни, которые заключают в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

Внимание к басням в начальной школе включает в себя также ряд и достоинств:

1. Басни включают в себя нравственное воспитание учащихся. Писатель учит мудрости народной. Положительная направленность или ,наоборот, осуждение всегда присутствует в басне, поэтому учитель при изучении басен должен задавать такие вопросы как «Что осуждает басня? Чему учит?». В ходе которых, ученик осмысливает и осознаёт баню и выдвигает свои предположения.

2. Выразительность осмысления, народный язык школьнику позволяют развивать мышление и речь учащихся. Размер басен обычно должен не превышать 20-30 строк, но по содержанию должны состоять из завязки, кульминации и развязки[9, с. 272].

Методика работы с баснями в программе "Школа России", считается достаточно разработанной:

1) предложены разнообразные варианты анализа текста;

2) разработаны приёмы и виды работы на уроке. Это способствует тому, чтобы школьник могли правильно воспринимать басни и выделять их среди других жанров художественной литературы. Для этого учителю начальных классов необходимо, чтобы урок чтения был методически грамотно организован. В нём должны быть предусмотрены все возможные трудности у учеников при восприятии произведения басенного жанра и применять в работу именно те приёмы, которые будут способствовать их преодолению.

При изучении басен в начальной школе необходимо учитывать специфические особенности басенного жанра. Их можно разделить на следующую классификацию:

1) по содержанию (нравоучительные);

2) структурные (сюжетно-повествовательные);

3) стилистические (использование диалогов, сатиричность басен).

В методике изучения жанра басен в начальной школе положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Особое внимание уделяется на уроках универсальным учебным действиям, которые способствуют развитию личностных, регулятивным, познавательным и коммуникативным результатам школьника начальных классов.

Методика работы над баснями в начальных классах обусловлена её спецификой как вида художественного произведения. Существуют такие признаки басен, как наличие морали (нравоучение) и аллегории (иносказания). Главная задача чтения басен является понимание её морали. Используются различные творческие приемы работы над баснями – иллюстрирование, лепка и аппликация, выразительное чтение, чтение по ролям.

В программе «Школа России» в начальных классах включены наиболее доступные для детского восприятия басни И.А.Крылова. Но бывают и трудности, при которых младший школьник не может сам определить мораль басни, понять смысл устаревших слов и выражений, аллегоричность басенных образов, своеобразие героев, а так же слабую связь сюжета с той или иной жизненной ситуации.

Басни И.А.Крылова обладают свойствами дидактичности и доступности, которые воспринимаются учениками довольно легко. Они содержат неограниченный потенциал для воспитания школьников, так как дидактичность басен подразумевает наличие в ней важнейших нравственных проблем и мудрых советов от баснописца по их разрешению. Для доступности характерны жанровые особенности, такие как: лаконичность, образность, выразительность речи, небольшой объем повествования и другое.

Таким образом, процесс изучения басен в программе «Школа России» имеет туже модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу (целостного восприятия басни) и к синтезу более высокого качества (сложное обобщение басен). Важно, учителю начальных классов в процессе анализа басни помочь ребенку живо представить развитие действий, ярко воспринимать образы и главное, правильное понимание басен.

Анализ методической литературы и образовательных программ по литературному чтению в начальной школе показал, что басни начинают изучаться со второго класса, при этом полноценный анализ этого жанра и интерпретация сюжетно-образного и языкового компонента получает распространение лишь в четвертом классе. Мы считаем, что высокий уровень сформированности читательских интересов к концу обучения в начальной школы будет достигнут только в том случае, если учитель построит работу на основе постепенного нарастания трудности при анализе басен и проблемных вопросов, ориентированных на зону ближайшего развития школьников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...