Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система уроков, направленная на формирование читательских интересов младших школьников к произведениям басенного жанра




 

С целью повышения уровня сформированностичитательских умений младших школьников в процессе изучения басеннеобходимо проводить систематические занятия на закрепление полученных знаний.

При изучении басен на уроках литературного чтения необходимо сформировать у учеников начальных классов нравственные категории.

Приобретение моральных знаний, развитие этических идей и концепций у младших школьников, развитие интереса к моральным проблемам и стремление к оценочной нравственной деятельности облегчаются этическими разговорами.

Их основная цель - помочь младшим школьникам понять сложные проблемы морали, понять личный моральный опыт поведения, сформировать прочную моральную позицию, привить учащимся способность развивать нравственные взгляды. Этические разговоры основаны на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни детей, примеров из художественной литературы, периодических изданий, фильмов. При проведении этических разговоров вы можете выполнять драматизацию, читать отрывки из произведений искусства и читать их. В то же время нельзя забывать, что в этическом разговоре должен преобладать живой обмен мнениями и диалог.

Именно на выявление мнений учащихся нацелен диалог, организованный учителем после знакомства с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Авторами учебника «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой предусмотрен диалог учащихся, выявляющий нравственные позиции персонажей: «Кто из героев басни тебе понравился и почему? Справедливо или нет поступил Муравей? Сочувствуешь ли ты Стрекозе?» В ходе итоговой беседы ученики соотносят содержание произведения с пословицами и, используя свой жизненный опыт, приводят свои примеры.

На основе знания нравственных концепций и их сущности младшие школьники могут не только оценить поведение персонажей басни, но и построить свои отношения с товарищами. На уроке между школьниками постоянно происходят разные деловые отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются друг с другом, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке должна порождать отношения уважения между ними, взаимную поддержку и требовательность друг к другу, способность критически относиться к самому себе, рассматривать личный успех или неудачу в позиции общей работы.

Чтобы накопить опыт сотрудничества со школьниками, важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знание учебного материала, но и обращалвнимание на моральные действия младших школьников. Для этого необходимо использовать естественные ситуации и сознательно создавать новые отношения, чтобы прояснить характер взаимоотношений между детьми, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предотвращать негативные действия. Дети должны научиться объединять свои усилия, уважать мнение другого человека. Например, изучение басни И.А. Крылова «Чужая беда» дает повод для воспитания внимательного отношения к окружающим людям.

При подведении итога урока учитель предлагает учащимся объяснить значения пословиц и поговорок и определить, какая из них больше других подходит к басне.

На добрый привет - добрый и ответ.

Добро творить - себя веселить.

Доброе дело два века живет.

Без добрых дел нет доброго имени.

Чрезвычайно продуктивным и интересным, на наш взгляд, является подход к изучению басен, реализованный в учебнике «Литературное чтение» авторами Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. Нравственная позиция автора, воспитание чувств школьников выявляется в процессе изучения и анализа сразу нескольких произведений (басен) разных авторов, но с одними и теми, же персонажами. Насколько интересно такое сравнение, можно судить по формулировкам вопросов, предлагаемых авторами учебника.

Одним из условий формирования читательских умений в процессе изучения басен является работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова на уроках литературного чтения.

Цель иллюстрации - визуализировать сказанное в книге. Но в то же время каждый художник в первую очередь является читателем, поэтому он воспринимает литературный текст субъективно, что не может не объясняться содержанием и художественной формой иллюстрации. Художник вступает в диалог с писателем, предлагая читателям понять его образы и художественную идею работы. Работа с иллюстрациями является одним из ведущих методов преподавания литературы в начальной школе, где студенты получают уникальную возможность участвовать в полилоге писателя-художника-читателя.

Чтобы реализовать возможности иллюстрации, необходимо создать определенные методологические условия: иллюстрация включена в урок в то время, когда у школьников есть проблема в понимании работы, и проблема реализуется (во время невежества); Учитель организует полилог между баснописцем, художником и читателями; Урок объединяет творческие методы изучения произведения (устный словесный рисунок, выразительное чтение) с аналитическими.

Примеры реализации названных умений на конкретных примерах представлены в Приложении 1.

Таким образом, чтение и анализ басни – важный этап в формировании читательскихинтересов младших школьников. Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и отличать ее от других жанров художественной литературы, учителю нужно методически грамотно организовать работу над этим произведением на уроках литературного чтения. Необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии и анализе произведений басенного жанра и выбрать те приемы, которые будут способствовать их преодолению.

 

 

Заключение

 

В процессе изучения данной темы были выявленыусловия формирования читательских интересов младших школьников в процессе изучения басни.

Читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.

Обучение детей в младших классах школы чтению классической басни в доступном виде обеспечит детей «банком» жизненно нужных, разнообразных, воспринятых личностно и пережитых образов, что в конечном итоге сможет устранитьотрицательные последствия вербального по преимуществу усвоения детьми знаний, которые заключают основу их мировосприятия.

Басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого вносят неоценимый вклад в воспитание нравственных качеств подрастающего поколения: доброты, справедливости, храбрости, трудолюбия и др. Для изучения в начальной школе подобраны басни, заключающие в себе проверенную веками житейскую мудрость и осуждающие пороки человеческих характеров. В мире этого жанра утверждается духовно-нравственная истина: «образование ума» не должно расходиться с «образованием сердца» (дидактический принцип воспитывающего обучения).

Чтение и анализ басни – важный этап в формировании читательских интересов младших школьников. Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и отличать ее от других жанров художественной литературы, учителю нужно методически грамотно организовать работу над этим произведением на уроках литературного чтения. Необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии и анализе произведений басенного жанра и выбрать те приемы, которые будут способствовать их преодолению.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом её достоинств:

1.Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Все написанные на сегодняшний день басни описывают сценки из жизни, которые учат народной мудрости и описывают различные человеческие пороки.

2.Выразительность и картинность описаний способствуют развитию речи и мышления младших школьников.

Басня отличается от других художественных произведений тремя признаками:

- наличие морали,

- аллегоричность,

- особый тип чтения.

Басни И.А.Крылова включены практически во все существующие программы по литературному чтению, так как она обладает свойствами дидактичности и доступности.

Чтение и анализ басни – важный этап в формировании читательскихинтересов младших школьников. Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и отличать ее от других жанров художественной литературы, учителю нужно методически грамотно организовать работу над этим произведением на уроках литературного чтения. Необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии и анализе произведений басенного жанра и выбрать те приемы, которые будут способствовать их преодолению

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...