Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание понятия «читательские интересы» в методической литературе




Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы работы по формированию читательского интереса младших школьников к произведениям басенного жанра. 5

Содержание понятия «читательские интересы» в методической литературе 5

Роль изучения произведений басенного жанра в формировании читательских интересов младших школьников. 9

Глава 2. Методические основы работы по формированию читательского интереса младших школьников к произведениям басенного жанра. 14

Анализ современных программ и учебных пособий по литературному чтению и место изучения произведений басенного жанра в них. 14

Методический аспектизучения басен в начальной школе. 17

Система уроков, направленная на формирование читательских интересов младших школьниковк произведениям басенного жанра. 25

Заключение. 29

Список использованных источников и литературы.. 31

Приложение 1. 33

 

Введение

 

Формирование читательских интересов у младших школьников является одной из наиболее важных задач обучения в начальной школе. Именно в этом возрасте наиболее интенсивно формируется личность учащегося. Такой учебный предмет как литературное чтение оказывает непосредственное влияние на личность ученика с помощью книг.

В наше время место книги в жизни подрастающего поколения меняется, поскольку на ее использование влияют как информационные технологии, так и телевидение. Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики используют персональный компьютер. Но всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и любовь к родному языку, умение логически и образно рассуждать воспитываются чтением. Уметь читать, быть читателем - это высокое искусство, ему надо упорно учиться.

От начальной школы в значительной степени зависит, полюбят дети чтение, или возможно останутся равнодушными к литературе. Именно, у младших школьников необходимо сформировать читательский интерес и заложить прочный фундамент этической культуры личности. Навык чтения - это основа, которая в будущем позволит наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности.

Актуальность исследования определяется тем, что проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Проблема приобщения детей к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из неё полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности, требует у учителя начальных классов большое внимание.

Снижение интереса к чтению является опасной тенденцией для любого общества, т.к. от уровня читательской культуры зависит возможность освоения каждым членом общества профессионального, материального, духовного, интеллектуального, эмоционального знания. От читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Обращение к изучению такого стихотворного литературного произведения, как басня, позволяет сохранить сложившиеся веками культурные отношения и духовные ценности общества, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Объект исследования – читательские интересы младших школьников.

Предмет исследования –особенностиформирования у младших школьников читательского интереса к произведениям басенного жанра.

Цель исследования – выявить особенности формирования у младших школьников читательского интереса к произведениям басенного жанра.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть содержание понятия «читательские интересы» в методической литературе;

- определить роль изучения произведений басенного жанра в формировании читательских интересов младших школьников;

- проанализировать программы начальной школы и определить место изучения произведений басенного жанра в них;

- рассмотреть методику изучения басен в начальной школе;

- разработать систему уроков, направленную на формирование читательских интересов младших школьников.

Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Различным аспектам изучения читательских интересов посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Беленькая, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, М. Горький, Н.А. Добролюбов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

 

 

Глава 1. Теоретические основы работы по формированиючитательского интереса младших школьников к произведениям басенного жанра

 

Содержание понятия «читательские интересы» в методической литературе

 

Теме исследования посвящены работы таких ученых, как
К.Д. Ушинский, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская[17], В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский и др.

Приоритетной целью современного начального литературного образования является формирование читательской компетентности.

При рассмотрении проблем формирования читательской компетентности базовыми являются понятия "чтение", "читательская деятельность".

По определению Н.Н. Светловской, чтение понимается как деятельность, причём деятельность высшего порядка, и акцентируется внимание на творческом аспекте этой деятельности. А в основе чтения лежит умение думать. А чтобы появилось желание читать, думать, читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником, а также ему это должно быть интересно[17, с. 25].

Термин "интерес" в переводе с латинского обозначает "иметь значение". В.Ф. Ефимов отмечал, что "интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению"[2, с. 36]. Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности.

Наличие читательского интереса, по утверждению И.М. Осмоловской и Л.Н. Петровой, – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность. Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень человека.

Н.Н. Светловская рассматривает читательский интерес как положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их[17, с. 26].

На основании исследования Н.Н. Светловской рассмотрим структуру читательского интереса (рис. 1.1).

В структуре читательского интереса выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Но, тем не менее, если прослеживается создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, это способствует поддержанию, закреплению, переходу ситуативного интереса в устойчивую черту читательской заинтересованности.

Рис. 1.1. Структура читательского интереса[17, с. 26]

 

Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью.

Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность.

В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

- положительное эмоционально – окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности[2, с. 41].

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания:

- принцип учета сенситивных периодов развития;

- принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

- диалогический принцип.

Таким образом, развитие читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как:

- наличие эмоционального отношения к процессу чтения;

- устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения;

- потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров;

- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном;

- умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров.

А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели.

Таким образом, читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1096.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...