Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления развития деятельности фонда социальной защиты населенияРеспублики Беларусь на современном этапе




 

 

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.

Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. В одних случаях в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным.

По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на две группы:

- немецкая (Бисмарк);

- английская (Беверидж).

Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.

Вторая система исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство - охрана минимальных доходов.

Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели.

Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом [9, c. 155].

Основными задачами развития Фонда социальной защиты населения на ближайшую перспективу год являются:

- обеспечение в течение года сбалансированности бюджета фонда;

- контроль за исполнением бюджета фонда, целевым и эффективным использованием средств по всем статьям сметы расходов на 2017 год, а также за правильностью расходования средств государственного социального страхования;

- контроль своевременности и полноты поступления обязательных страховых взносов, взносов на ППС и иных платежей в бюджет фонда, принятие мер по снижению просроченной задолженности;

- своевременное принятие мер реагирования в случаях выплаты заработной платы плательщиками без перечисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда;

- контроль за соблюдением законодательства об уплате взносов, норм указов Президента Республики Беларусь о предоставлении государственной поддержки в виде отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в бюджет фонда;

- своевременное и полное финансирование расходов на выплату всех видов пенсий, государственных пособий, а также мероприятий по обеспечению занятости населения и иных расходов, предусмотренных законодательством;

- проведение работы с плательщиками, направленной на обеспечение правильного назначения и своевременной выплаты пособий;

- реализация мероприятий по исполнению законодательных актов о повышении пенсионного возраста и страхового стажа для назначения пенсии;

- осуществление контроля за корректностью информации, содержащейся в документах персонифицированного учета, своевременностью выдачи органам по труду, занятости и социальной защите выписок из индивидуальных лицевых счетов в установленные сроки;

- обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты профессиональных пенсий;

- осуществление в установленном законодательством и международными договорами порядке выплаты пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

- обеспечение соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, решение вопросов, поднимаемых в обращениях, непосредственно на местах и в кратчайшие сроки [19].

По про­гнозам Всемирного банка, в связи со слоившимися в стране демографическими тенденциями к началу 2018 г ФСЗН Республики Беларусь может столкнуть­ся с дефицитом бюджета. Поэтому возникает вопрос о размере взносов для бесперебойного пенсионного обеспечения граждан.

Действующий в Республике Беларусь размер обязательных страхо­вых взносов превышает аналогичные показатели по сравнению с другими странами. По пенсионному страхованию для работодателей и работающих граждан они равны соответственно 34 % (пенсионное страхование — 28 % + 6 % — социальное страхование) и 1 %. При этом вся налоговая нагрузка ложится на работодателя. Для сравнения: уровень взносов для целей пенси­онного страхования составляет в США — 15,3 %, в Германии — 19,5 % [20, c. 27].

Такая налоговая нагрузка на предприятия создает условия для развития теневого сектора экономики и предпосылки для роста безработицы. Поэтому необходима проработка подходов к перераспределению обязательной стра­ховой нагрузки между работодателем и работником, к повышению участия населения в обязательном пенсионном страховании как за счет предотвра­щения уклонений от уплаты отчислений, так и мер по повышению прозрач­ности и совершенствованию системы персонифицированного учета. Также дополнительным источником для повышения доходов ФСЗН, может стать повышенный обязательный страховой взнос для работодателей и работаю­щих граждан в размере до 10 % с выплат, которые превышают четырехкрат­ную величину средней заработной платы.

Множество проблем имеется и в сфере адресной социальной помощи.

Беларусь страдает острым дефицитом адресности системы социальной защиты. 20% самых малообеспеченных граждан страны получает меньше помощи от государства, чем 20% белорусов с самыми высокими доходами. Около половины домашних хозяйств получают государственную поддержку в той или иной форме. Около 30 групп льготников получают порядка 100 разных видов льгот и дотаций. Значит, существующая государственная система не настроена на то, чтобы оказать максимальную государственную поддержку человеку, который в наибольшей степени в ней нуждается [20, c. 27].

Второй серьезный недостаток существующей системы государственной поддержки заключается в том, что она настроена на финансовую и административную поддержку коммерческого сектора (дотации, бюджетные инвестиционные ресурсы, льготные кредиты, льготные условия получения сырья, аренды, списание долгов и т.д.), а не на адресную денежную поддержку самых нуждающихся белорусов.

Третий недостаток существующей системы социальной поддержки является наличие большой доли государственной поддержки в натуральной форме, т. е. в виде товаров и услуг, а не денег. В результате производители страдают от регулирования цен и тарифов. Под лозунгом социальной защиты происходит поддержка неэффективных, неконкурентных белорусских производителей, в то время как частный бизнес лишен полноценного доступа даже к внутреннему рынку страны. Распространение таких механизмов социальной поддержки способствуют распространению монополистических практик и резкому повышению цен на внутреннем рынке страны. Белорусы должны покупать многие продукты питания, промышленные товары по ценам, которые в 1,3 – 2 раза выше, чем в соседних странах.

Четвертый недостаток существующей системы социальной поддержки — игнорирование современных внешних и внутренних вызовов, с которыми столкнулась Беларусь в XXI веке. Она не рассчитана на быструю, эффективную адаптацию миллионов граждан к интеграции в региональный рынок труда. Она создает искаженные стимулы для организаций, которые оказывают услуги в сфере образования и здравоохранения. Государство тратит значительные ресурсы на эти сектора экономики, но не достигает поставленной цели. В результате усложняется процесс адаптации молодежи, женщин и многодетных семей к рынку труда и выходу их на полное финансовое самообеспечение. Чрезвычайно проблемными остается вопрос аренды или покупки жилья, переквалификации и получения пользующихся спросом на рынке знаний и навыков.

Еще одна проблема – отток рабочей силы из Беларуси – вызвана низкой заработной платой. Значительная часть людей трудоспособного возраста (около 800 тысяч белорусов) уезжает из страны, устремляясь на российский трудовой рынок. Они помогают своим семьям, но не платят взносы в Фонд социальной защиты населения. Все это может спровоцировать дефицит Фонда.

Эффективность работы системы социальной защиты населения Республики Беларусь во многом определяется тем, на каком должном уровне находится ее управление. Учитывая многие существующие проблемы в сфере социальной защиты населения Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования данной системы и работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в настоящее время должны стать:

- необходимость в дальнейшем развитии проводимой пенсионной реформы, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы республики к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов;

- развитие и совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи;

- сокращение «теневой» составляющей заработной платы, то есть наличие значительной численности неработающих официально и, соответственно не уплачивающие страховые взносы трудоспособного населения также уменьшают доходы бюджета Фонда;

- постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в процессе формирования пенсионно-страхового капитала, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышение удельного веса заработной платы в общих доходах населения;

- совершенствование работы с временно-свободными финансовыми ресурсами, то есть инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Нужны подготовленные люди, соответствующие структуры в Фонде но эти затраты правомерны и окупятся;

- формирование финансовых резервов, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения. Необходимость в установлении жестких и точных правовых отношений между страховщиком в лице Фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами Фонда;

- проведение мероприятий по осознанию и оценке социальных рисков физическими и юридическими лицами, принятие мер по их снижению;

- принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявления долговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиков минимальных платежей в фиксированном размере.

Наиболее важной задачей, которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

В качестве выводы можно сказать, что принимаемые меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Республики Беларусь. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и другое. Однако все же существуют значительные проблемы в области социальной защиты населения и развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, решение которых, как следует из рассмотренных возможных направлений его развития потребует в том числе от Правительства Республики Беларусь серьезных и кардинальных мер.

 

 



Заключение

 

 

В Республике Беларусь при осуществлении социальной политики используется програмноцелевой подход, через систему социальных нормативов обеспечивается минимальный уровень государственных гарантий для всех членов общества, реализуются страховые принципы в системе социальной защиты населения с соблюдением солидарного подхода в отношении социально уязвимых групп населения.

Эволюционные процессы развития общества предопределяют изменения в системе социальной защиты населения, которая является одним из важнейших элементов экономической системы государства. На современном этапе развития в структуре социальной защиты особое значение приобретает один из ее компонентов – социальное обслуживание нетрудоспособных одиноких и одиноко проживающих граждан.

Дальнейшее развитие социального обеспечения в Беларуси направлено на оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций, расширение адресности и индивидуального подхода при предоставлении социальной помощи, повышение эффективности использования выделяемых бюджетных средств на основе государственного социального заказа.

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей. При этом в последние годы работа Фонда сталкивается с рядом проблем, сводящимся по сути своей к недостатку средств Фонда на фоне изменений в демографической ситуации в стране и роста числа получателей средств Фонда. Одной из настораживающих проблем, которые выделяют аналитики и экономисты, является и тот факт, что на фоне необходимости использования резервов сокращения расходов фактически в деятельности организации наблюдается, наоборот, рост расходов, напрямую не связанных с функциями Фонда, а также рост расходов на обеспечение его деятельности.

Исследование деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг. показало, что:

- в 2015-2016 гг. Фонд активно развивал автоматизированные и электронные формы взаимодействия с юридическими и физическими лицами, что повлекло некоторое упрощение уплаты взносов и работы с Фондом для субъектов хозяйствования;

- в целом по динамике совокупных доходов и расходов Фонда можно отметить превышение темпов роста доходов над расходами, что обусловило рентабельную работу организации, однако, такой рост был обеспечен увеличением субвенций, то есть ростом расходов бюджета Республики Беларусь;

- на фоне роста субвенций расходы Фонда, не связанные непосредственно с выплатами пенсий, пособий и социальной помощью, возросли, в том числе – увеличилась их доля в структуре расходов Фонда, а динамика расходов Фонда на поддержание работы организации характеризовалась опережающим ростом и отсутствием положительных сдвигов по структуре, что позволяет сделать выводы о неэффективном распределении доходов организации;

- при этом наблюдались крайне низкие темпы прироста неналоговых доходов Фонда, а доля в них доходов, полученных непосредственно от финансовой деятельности и использования финансовых инструментов, заметно сократилась на фоне увеличения доли доходов, полученных в виде штрафов и иных платежей, взымаемых с населения и субъектов хозяйствования.

То есть работа Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2015-2016 гг. на фоне роста потребности в притоке доходов и увеличения числа получателей средств Фонда характеризовалась неэффективным расходованием аккумулированных средств, снижением деловой активности Фонда и отсутствием положительной динамики в части зарабатывания прибыли за счет коммерческого использования имеющихся денежных средств, а также – ростом негативного финансового давления со стороны организации на субъектов хозяйствования, то есть реальный сектор экономики страны.

Такая ситуация требует поиска путей повышения эффективности работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, основными из которых должны стать:

- развитии проводимой пенсионной реформы;

- развитие и совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи;

- сокращение «теневой» составляющей заработной платы;

- постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в процессе формирования пенсионно-страхового капитала;

- совершенствование работы с временно-свободными финансовыми ресурсами;

- формирование финансовых резервов, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...