Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика фонда социальной защиты населения Республики Беларусь




 

 

В Республике Беларусь Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) – это департамент, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты. Фонд обладает правами юридического лица, имеет собственный баланс и право распоряжаться находящимися на счетах средствами в соответствии с законодательством. Деятельность Фонда определяется, в первую очередь, такими государственными актами, как: Конституция, Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»; Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 «Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а также другими постановлениями, касающимися предмета деятельности Фонда.

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления [19].

Главными задачами Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь являются:

- сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

- финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

- осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;

- проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения [12].

Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:

- осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного социального страхования и управление ими;

- осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по государственному социальному страхованию;

- обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения республики;

- готовит предложения о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;

- осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;

- руководит работой городских, районных и районных в городах отделов и оказывает им необходимую методическую помощь;

- осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

- сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования [12].

Фонд социальной защиты имеет в своей структуре подразделения в соответствии с основными направлениями деятельности, а также областные, городские и районные территориальные единицы.

В структуру Фонда входят:

- центральный аппарат;

- 6 областных и Минское городское управления;

- 142 городских, районных и районных в городах отделов [19].

Обеспечение деятельности Фонда производится в пределах средств на его содержание, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

Органом управления Фонда социальной защиты населения является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты(председатель правления), управляющий (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, объединений нанимателей и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Функциональная структура управления Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь представлена на рисунке 1.1 [19].

 

Рисунок 1.1 – Функциональная структура Фонда

 

Первой и важнейшей целью деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь. Под соцзащитой понимается комплекс мероприятий по перераспределению средств от работающих членов общества к нетрудоспособным.

Принято выделять следующие основные направления социальной защиты:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- адресную социальную помощь.

Деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь сосредоточена, в основном, в сфере социального страхования, которое, в свою очередь, подразделяется на: пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пенсионное страхование позволяет трудящимся рассчитывать на материальное обеспечение по достижении определенного законодательством пенсионного возраста.

Страхование от несчастных случаев и заболеваний гарантирует сохранение источника дохода при наступлении указанных обстоятельств.

Кроме самих работников, на помощь по программе социального страхования могут рассчитывать и находящиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семей.

Средства необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих.

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

- обязательных страховых взносов;

- взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

- межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета;

- других поступлений в соответствии с законодательными актами [12].

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Кроме того, средства Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь пополняются из:

- дотаций госбюджета;

- процентных доходов от размещения средств ФСЗН в банковских учреждениях;

- выплат юридических и физических лиц являющихся виновными в причинении вреда жизни и здоровью граждан;

- cумм штрафов, недоимок;

- иных поступлений [19].

Как правило, одни и те же граждане в разные периоды и в зависимости от жизненных обстоятельств оказываются как плательщиками взносов в ФСЗН, так и получателями средств из него.

Участие в программе государственного социального страхования является обязательным для всех трудящихся, в том числе индивидуальных предпринимателей и других категорий лиц, осуществляющих трудовую деятельность самостоятельно. Исключение составляют работающие инвалиды первой и второй групп.

Согласно статье 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» обязательные страховые взносы уплачиваются исходя из размера доходов:

Граждан, работающих по трудовым договорам и на основании членства в юридических лицах;

- индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов;

- лиц, участвующих в оплачиваемых работах в местах лишения свободы;

- временно нетрудоспособных лиц и неработающих инвалидов, получающих страховые выплаты в соответствии с требованиями законодательства [19].

Плательщиками указанных взносов могут быть как сами работники, так и их наниматели. Последний вариант преобладает на большинстве предприятий независимо от форм собственности. Из собственных средств взносы уплачивают, обычно, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Размер обязательных платежей по пенсионному страхованию остается одинаковым при любом способе уплаты – 29 %. При уплате страховых взносов работодателем на него приходится 28 % из указанной суммы, и на работника – 1 %. Взнос по страхованию на случай временной нетрудоспособности – 6 %.

Организация и контроль порядка вышеприведенных выплат входят в состав главных функций Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Для сбора страховых взносов и контроля порядка их расчета Фонду предоставлены широкие полномочия. Фонд имеет право требовать немедленного погашения задолженности перед Фондом, давать банкам обязательные указания о взыскании со счетов недоимок и пени по обязательным страховым выплатам со счетов виновных лиц и их дебиторов, взыскивать имущество должников по взносам в Фонд в судебном порядке.

Территориальные подразделения ФСЗН ведут учет страховых взносов, как по организациям, так и персонифицировано по каждому трудящемуся гражданину.

Фонд социальной защиты является источником выплаты:

- профессиональных и трудовых пенсий, а также пенсий за выслугу лет;

- пенсий по потере кормильца;

- пенсий по инвалидности, и пособий в период временной нетрудоспособности;

- оплаты лечения и оздоровления;

- пособий по беременности, родам, уходу за ребенком до трех лет;

- пособий по безработице;

- пособий на погребение [12].

В настоящее время Фонд социальной защиты населения Республики Беларусьактивно переходит на электронный документооборот, появилась возможность совершать большинство операций удаленно, посредством сети интернет.

Таким образом, можно сделать вывод, что Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 794.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...