Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие социальной защиты населения в Республике Беларусь




Реферат

 

 

Курсовая работа 39 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц, 21 источник.

Ключевые слова: социальная защита, пенсионное обеспечение, фонд социальной защиты, пенсионная реформа, доходы фонда, неналоговые доходы, пенсионное страхование

 

Объект исследования – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономическая характеристика и развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Метод исследования – анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход.

Полученные результаты и их новизна:Курсовая работа содержит обобщенные и систематизированные данные о содержании и принципах организации работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В работе содержится актуальный теоретический материал, проведен анализ деятельности и доходности работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выявлены основные проблемы его функционирования, а также предложены наиболее актуальные направления повышения эффективности работы Фонда.

Область применения: Практическая часть работы содержит актуальные направления повышения эффективности развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Экономическая эффективность и практическая значимость работы: Работа имеет практическое значение. Полученные результаты курсовой работы могут быть использованы при ознакомлении студентов с порядком и принципами работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, проблемами его функционирования и возможными направлениями его развития.

 



Содержание

 

 

Введение. 4

1 Теоретические аспекты формирования фонда социальной защиты
Республики Беларусь и проблемы его функционирования. 6

1.1 Понятие социальной защиты населения в Республике Беларусь. 6

1.2 Характеристика фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 11

1.3 Проблемы функционирования фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. 16

2 Исследование деятельности фонда социальной защиты населения
в Республике Беларусь. 20

2.1 Экономическая характеристика деятельности фонда. 20

2.2 Анализ структуры фонда. 24

2.3 Финансовый анализ деятельности фонда. 27

3 Направления развития деятельности фонда социальной защиты
населения Республики Беларусь на современном этапе. 31

Заключение. 36

Список использованных источников. 38

 

 

 






Введение

 

 

Одна из важнейшей составляющей социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

При этом с демографической точки зрения, в Республике Беларусь происходит быстрое старение населения, которое воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечёт за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми. Действуют факторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятной экологической обстановкой и снижением жизненного уровня значительной части населения.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Актуальность исследования вопросов формирования и использования фонда социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.

Объект исследования – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономическая характеристика и развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Цель данной работы – провести исследование деятельности и предложить направления развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Для раскрытия цели работы необходимо решить ряд задач:

- Изучить теоретические аспекты формирования Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и проблемы его функционирования;

- исследовать деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

- предложить направления развития деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход.

В работе использована периодическая литература, а также ресурсы Интернета, в том числе – Сведения о поступлении и расходовании средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, находящиеся в публичном доступе.

 



Теоретические аспекты формирования фонда социальной защиты Республики Беларусь и проблемы его функционирования

 

Понятие социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

 

Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

Главная цель социальной политики в Республике Беларусь– это создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения[8, c. 322].

Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:

- сфера доходов и личного потребления семей;

- сфера общественного благосостояния;

- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости [21, c. 209].

Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, впервую очередь, с системой социальной защиты населения – приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.

В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.

Цель социальной защиты – обеспечить жизнедеятельность человека в обществе во всем многообразии отношений, факторов, обуславливающих его социальное положение[8, c. 325].

В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности.

В узком значении социальную защиту можно определить, как комплексную систему социально-экономических и правовых отношений, предназначенную для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией[21, c. 211].

Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономиче­ская, политическая, демографическая и социально-реабилитационная:

- экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минималь­ной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;

- политическая функция способствует поддержанию социальной ста­бильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уров­не жизни различных слоев населения;

- демографическая функция призвана стимулировать воспроизвод­ство народонаселения, необходимое для нормального развития страны;

- социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально сла­бых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества[21, c. 212].

В системе социальной защиты можно выделить основные направления деятельности, разработанные Международной организацией труда (МОТ) (таблица 1.1)[8, c. 326].

В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.

К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своими своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д[8, c. 327].

 

Таблица 1.1 – Классификация основных направлений деятельностисистемы социальной защиты

Элемен-ты системы Функции Механизмы Инструменты Основные направления деятельности
1 2 3 4 5
Социальная защита обеспечение равных условий для интеграции и реинтеграции в рынок труда; обеспечение гара-нтий достойного уровня жизни нетрудоспособно-го населения, адек-ватного уровню экономического развития Нормативно-правовая база, регламентиру-ющаяфункцио-нирование институтов социальной защиты социальная политика; пенсионное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь Реализация международных документов в соответствии с нормами, разработанными Международной организацией труда
Социальная политика разработка страте-гии развития системы социаль-ной защиты и определение социальных нормативов институты государствен-нойзаконода-тельной и исполнительной власти нормативно-правовые акты соответствие социальных нормативов международным нормам и интеграция государства в международное сообщество
Пенсионное обеспечение минимизация социальных рисков снижения уровня доходов при утрате трудоспособности по старости - обязательное перераспреде-ление средств; - обязательное накопление средств; - професси-ональное пенсионное обеспечение; - дополнитель-ное пенсионное обеспечение - государствен-ный пенсион-ный фонд; - накопитель-ные пенсион-ные фонды и договоры пенсионного обеспечения; - пенсионные аннуитеты - пенсия по старости; - пенсия по случаю потери кормильца
Социальное страхование минимизация социальных рисков снижения уровня доходов при утрате трудо-способности и реинтеграции в рынок труда - обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и безработицы; - обязательное медицинское страхование граждан; - договоры страхования; - страховые полисы; - пенсионные аннуитеты; - социальные аннуитеты и др. - медицинская помощь; - пособие по болезни; - пособие по случаю увечья или профзаболевания; - пособие по безработице;

Окончание таблицы 1.1

    - обязательное страхование имущества предприятий и предпринима-телей; - обязательное страхование имущества граждан; - обязательное пенсионное страхование   - страховые выплаты в случае утраты имущества; - пенсионные аннуитеты
Социальная помощь - минимизация социальных рисков недостатка доходов при отсутствии трудоспособности или снижения уровня доходов при утрате трудоспособности, а также минимизация рисков реинтеграции в рынок труда   - разнообразные программы социальной помощи и социального обслуживания; - стимулирова-ниеблаготво-рительности - институты социальной работы; - благо- творительные организации и акции; - социальные аннуитеты - пособие по беременности и родам; - пособие по инвалидности; - семейные пособия

 

В качестве объекта управления в системе социальной защиты (в узком смысле) выступает, прежде всего, человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Это и различные проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные и др. В последнее время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и подростки.

Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

- праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- адресности социальной помощи;

- разнообразии форм и видов социальной помощи;

- предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;

- реформировании пенсионной системы;

- реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д[8, c. 329].

Система социальной защиты населения Беларуси до начала 2000-х гг. сохраняла большинство черт, унаследованных от советской системы социальной защиты. В ее рамках средние и крупные предприятия держали на своих балансах социальные объекты – детские сады, спортивные объекты, учебные заведения, клубы, поликлиники, санатории и др., в которых предоставляли услуги по льготным ценам своим сотрудникам. Однако с начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятиях и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных.

Одновременно с этим население имело возможность пользоваться огромным числом различных льгот. Всего около 65% населения имело права на льготы, включая льготы на проезд, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, стоматологию. Всего более 50 категорий населения могло воспользоваться льготами, которых насчитывалось более 100 типов.

Данная система была реформирована в сторону резкого сокращения в с одновременным увеличением масштаба адресной социальной поддержки, которая выдается исходя из критериев нуждаемости.

Система социальной защиты Беларуси является значительно замкнутой на поддержке официально утвержденных уязвимых группах. К ним относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны, что частично совпадает социально уязвимыми группами. Так, одинокие пенсионеры, как и люди с ограниченными возможностями, неполные семьи и многодетные семьи, имеют право на услуги социальной помощи. Соответствующие центры социальной поддержки функционируют во всех районных центрах Беларуси. Они предоставляют услуги сиделок, по ведению хозяйства, транспорт, дают правовые консультации, курсы повышения квалификации, оказывают психологическую поддержку и ведут работу по увеличению социальной вовлеченности пенсионеров и людей с ограниченными способностями[21, c. 213].

Таким образом, социальная защита населения в Республике Беларусь – одна из важнейших функций современного социально-ориентированного государства. Ключевой целью социальной защиты в нашей стране является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. В Республике Беларусь ключевым субъектом, осуществляющим реализацию функции социальной защиты населения, является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, характеристику которого рассмотрим далее.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 591.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...