Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая характеристика деятельности фонда




 

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год исполнен по доходам в сумме 104 785,1 млрд. руб., из которых обязательные страховые взносы предприятий и работающих граждан – 95 312,2 млрд. руб. (91,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 858,8 млрд. руб. (0,8 % общих поступлений), субвенции из республиканского бюджета – 5 274,2 млрд. руб. (5,0 % общих поступлений). Удельный вес доходов бюджета фонда в ВВП составил 12,1 %.

Кроме поступивших доходов в целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий и пособий были использованы остатки средств бюджета фонда на начало отчетного года в сумме 5 436,2 млрд. руб. В результате бюджет фонда за 2015 год сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 028,6 млрд. руб. по средствам профессионального пенсионного страхования.

Расходы бюджета фонда составили 108 192,7 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 83 594,8 млрд. руб. (77,3 % общих расходов), на выплату пособий – 22 512,0 млрд. руб. (20,8 % общих расходов). Удельный вес расходов бюджета фонда в ВВП составил 12,4%.

За отчетный период количество плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда увеличилось на 8 022 и составило 568 524, в том числе 331 486 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя.

На протяжении 2011-2015 гг. органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечивалось своевременное поступление текущих платежей, а также проводилась работа по снижению просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда.

На 01.01.2016 не имели задолженности плательщики в 22 районах, снизили задолженность плательщики в 48 районах (всего районов – 145).

По-прежнему, в общей сумме задолженности наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (225,6 млрд. руб. или 75,7 % от общей суммы задолженности по республике, при этом в Витебской и Минской областях – 65,3 и 23,4 % соответственно).

За счет средств государственного социального страхования выплачено 10,1 млн. пособий. За последние 5 лет количество пособий выросло на 475 тыс. При этом количество пособий по временной нетрудоспособности уменьшилось на 24,4 %, а пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличилось на 13,1 % [19].

Центральным аппаратом Фонда производится выплата пенсий 22 306 иностранным пенсионерам Украины, Польши, Литвы, Латвии, России, проживающим в Республике Беларусь, и 5 428 пенсионерам Республики Беларусь, проживающим в Израиле, Испании, Польше, США, Германии, России, Латвии, Литве. Количество получателей пенсий постоянно растет. За последние 5 лет число иностранных пенсионеров, проживающих в Республике Беларусь, выросло в 2,9 раза (на 14 618 получателей), а белорусских пенсионеров, проживающих за границей, – в 13,7 раза (на 5 034 получателя).

За отчетный период количество страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование, снизилось на 46 и составило 11 769. Численность застрахованных лиц, в лицевых счетах которых открыта профессиональная часть, увеличилась на 26 077 и составила 766 594 человека. Поступления взносов на ППС по сравнению с 2014 годом снизились на 37,8 млрд. руб. и составили 981,3 млрд. руб.

Проводилась работа по своевременному и правильному назначению и выплате профессиональных пенсий. Назначено 8 045 пенсий, в том числе – 23 досрочные профессиональные пенсии. Расходы на выплату пенсий по сравнению с 2014 годом увеличились на 9,7 млрд. руб. и составили 27,6 млрд. руб.

По состоянию на 01.01.2016 в системе персонифицированного учета открыто около 7,5 млн. индивидуальных лицевых счетов (в течении 5 лет – около 736 тыс.). Ежегодно принимается и обрабатывается около 11 млн. документов персучета. По запросам органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки органами Фонда обработано, сформировано и выдано в 2015 году более 199 тыс. выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (в течение 5 лет – более 905 тыс. выписок).

За 5 лет Фондом принято более 100 актов законодательства различной юридической силы, направленные на совершенствование вопросов государственного социального страхования. Наиболее актуальными из которых являются нормативные правовые акты, касающиеся порядка и сроков уплаты обязательных страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, сокращение и совершенствование Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, введение новых категорий плательщиков и застрахованных лиц для целей государственного социального страхования, изложение в новой редакции Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и другие.

Всего за 5 лет органами Фонда проведено 49 275 контрольных мероприятий, из них в 2015 году – 6 584, по результатам контрольных мероприятий доначислено платежей на сумму 19,0 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 15,7 млрд. руб. или 82,6 %. В 2015 году. доначислено платежей на сумму 10,2 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 8,3 млрд. руб. или 81,4 %.

В статью 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях внесена норма, позволяющая привлекать должностных лиц плательщиков к административной ответственности за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда (вступила в силу с 23.02.2015). В результате реализации данной нормы привлечено к административной ответственности 3 859 должностных лиц на сумму 4,3 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 2,2 млрд. руб [19].

В 2016 году финансирование расходов на выплату пенсий и пособий, оздоровление населения и мероприятий по обеспечению занятости населения осуществлялось в полном объеме и в установленные сроки.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2016 год исполнен с профицитом в сумме 207,1 млн. рублей по средствам профессионального пенсионного страхования.

Доходы бюджета фонда за 2016 год составили 11 749,2 млн. рублей, которые на 85,1 % состоят из обязательных страховых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей. Субвенции из республиканского бюджета составили 1 419,5 млн. рублей (12,1%). Удельный вес доходов в ВВП составил 12,4 % (первая оценка).

Расходы бюджета фонда сложились в сумме 11 542,1 млн. рублей, из которых 8 862,2 млн. рублей или 76,8 % направлено на финансирование выплат пенсий и 2 449,5 млн. рублей или 21,2 % – на выплату пособий.

Количество плательщиков в бюджет фонда составило 576 088.

Сумма просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда за 2016 год увеличилась на 8,6 млн. рублей и составила 38,3 млн. рублей, из них 14,8 млн. рублей – задолженность плательщиков взносов Минской области, 16,4 млн. рублей – задолженность плательщиков взносов Витебской области (или 42,8 % и 38,6 % от общей суммы по республике соответственно). Наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (28,4 млн. рублей или 74,2 % от общей суммы задолженности по республике, при этом в Витебской и Минской областях – 51,8 % и 36,6 % соответственно).

Из средств государственного социального страхования произведено 10,4 млн. выплат пособий.

В системе профессионального пенсионного страхования учтено 11 424 страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование, 785 927 застрахованных лиц, на которых открыта профессиональная часть лицевого счета. Назначено 8 823 дополнительных профессиональных пенсии и 28 досрочных профессиональных пенсий.

В системе персонифицированного учета продолжались работы по пополнению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц сведениями о стаже и заработке, учитываемыми согласно законодательства при исчислении пенсии. Принято и обработано более 10,3 млн. документов персонифицированного учета.

По запросам органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки органами Фонда обработано, сформировано и выдано более 199 тыс. выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц [19].

В результате контроля за расходованием средств государственного социального страхования на основании данных персонифицированного учета выявлено нарушений на сумму более 1,7 млн. рублей.Проведено 5 820 проверок и мероприятий в отношении плательщиков, доначислено платежей на сумму 1,3 млн. рублей. За нарушение законодательства о государственном социальном страховании привлечено к административной ответственности 11 331 должностное лицо, 13 838 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сумма штрафов составила 13,5 млн. рублей.

На рисунке 2.1 представлена информация о численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску [11].

 

Рисунок 2.1 – Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску.

 

Структура численности по областям и г. Минску отражена на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Структура численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску.

 

Как видно из представленных данных на рисунках 2.1 и 2.2, наибольшая доля состоящих на учете в органах по труду и занятости и социальной защите, приходилась на г. Минск – 18,49 %, или 484,2 тыс. человек. Наименьший удельный вес приходился на Могилевскую область, где на учете состояло 11,63 % от общей численности стоящих на учете, или 304,6 тыс. человек. На долю Гомельской области, находящейся на втором месте, пришлось на конец 2016 года 15,25 %, или 399,4 тыс. человек.

По результатам активной работы Фонда социальной защиты населения в последние годы организовано подключение и взаимодействие с ЕРИП, что позволило физическим лицам уплачивать за себя обязательные страховые взносы в бюджет фонда с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, кассы банка, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе «Расчет» [19].

Далее проанализируем структуру поступлений и использования средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

 

Анализ структуры фонда

 

 

На основании Сведений о поступлении и расходовании средств бюджета Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 и 2016 гг. (Приложения А, Б) в таблице 2.1 проанализируем состав, структуру и динамику доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

 

Таблица 2.1 –Состав, структура и динамика доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Статья доходов

2015 г.

2016 г.

Откло-нение (+;-)

Темп роста, %

Изме-нение в струк-туре, п.п.

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
1. Взносы на государ-ственное социальное страхование

9 715,2

92,72

10 090,7

85,88

375,5

103,9

-6,83

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

обязательные страховые взносы в ФСЗН

9 617,1

91,78

9 995,1

85,07

378,0

103,9

-6,71

взносы на профессиональное пенсионнное обеспечение

98,1

0,94

95,6

0,81

-2,5

97,5

-0,12

2. Субвенции

527,4

5,03

1 419,3

12,08

891,9

269,1

7,05

3. Неналоговые доходы

235,9

2,25

239,1

2,04

3,2

101,4

-0,22

Всего доходов

10 478,5

100,00

11 749,1

100,00

1 270,6

112,1

-

Как видно из данных таблицы 2.1, общая сумма доходов Фонда за 2016 год увеличилась на 1 270,6 млн. руб., или на 12,1 %, и составила 11 749,1 млн. руб., в сумме которых на долю взносов на государственной социальное страхование приходилось 85,88 % от общей суммы доходов Фонда (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 – Структура доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

 

Удельный вес взносов на государственное социальное страхование в структуре доходов Фонда за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизился на 6,83 п.п., в том числе на 6,71 п.п. – за счет снижения доли обязательных страховых взносов.

Доходы Фонда в 2016 году по сравнению с 2015 годом были заметно увеличены (на 891,9 млн. руб.) за счет субвенций, сумма которых за год была увеличена в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом, и доля которых увеличилась на 7,05 п.п. до 12,08 %.

При этом произошло снижение доли неналоговых доходов Фонда на 0,22 п.п. до 2,04 % в 2016 году, а сумма их за год увеличилась только на 3,2 млн. руб., что свидетельствовало о низкой деловой активности и эффективности финансовой деятельности Фонда.

Далее на основании данных Сведений о поступлении и расходовании средств бюджета Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 и 2016 гг. (Приложения А, Б) в таблице 2.1 проанализируем состав, структуру и динамику расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Как видно из данных таблицы 2.2, совокупные расходы Фонда за 2016 год увеличились на 6,7 %, или на 722,8 млн. руб., причем положительным моментом были более низкие темпы роста расходов Фонда по сравнению с темпами роста доходов.

Таблица 2.2–Состав, структура и динамика расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Статья расходов

2015 г.

2016 г.

Откло-нение (+;-)

Темп роста, %

Изме-нение в струк-туре, п.п.

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
1. Выплата трудовых пенсий

8 359,5

77,26

8 853,6

76,71

494,1

105,9

-0,56

2. Выплата пособий по временной нетрудоспособности

2 251,2

20,81

2 451,0

21,24

199,8

108,9

0,43

3. Выплата пенсий и пособий заграницу

53,5

0,49

66,9

0,58

13,4

125,0

0,09

4. Выплата дополнительных профессиональных пенсий

2,8

0,03

4,3

0,04

1,5

153,6

0,01

5. Выплата материальной помощи

4,6

0,04

5,3

0,05

0,7

115,2

0,00

6. Финансирование мероприятий по обеспечению занятости

19,3

0,18

26,8

0,23

7,5

138,9

0,05

7. Финансирование лечения и оздоровления

65,1

0,60

74,8

0,65

9,7

114,9

0,05

8. Финансирование учреждений профсоюзов

22,4

0,21

25,7

0,22

3,3

114,7

0,02

9. Финансирование деятельности Фонда

30,9

0,29

33,5

0,29

2,6

108,4

0,00

10. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию

9,8

0,09

0,0

0,00

-9,8

0,0

-0,09

10. Иные расходы

0,2

0,00

0,2

0,00

0,0

100,0

0,00

Итого

10 819,3

100,00

11 542,1

100,00

722,8

106,7

-

 

Наибольшая доля расходов в структуре расходов Фонда социальной защиты населения приходилась на выплату трудовых пенсий – 76,71 % в 2016 году, причем доля этих расходов снизилась за год на 0,56 п.п. На втором месте по величине расходов находились расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности – 21,24 % в 2016 году. Причем данная статья за год увеличилась на 8,9 %, или на 199,8 млн. руб. за год, что превышало общий темп роста расходов Фонда.

Негативными моментами в структуре расходов Фонда социальной защиты населения и ее изменении были увеличение долей расходов, приходящихся на финансирование учреждений профсоюзов и финансирование лечения и оздоровления, то есть по расходам, имеющим косвенное отношение к основным целям деятельности организации. При этом на фоне недостатка собственных средств и поступлений расходы на финансирование деятельности Фонда за год возросли на 8,4 %, то есть более высокими темпами по сравнению с общим темпом роста расходов Фонда, а доля их не была сокращена. Это свидетельствовало об отсутствии достаточных усилий со стороны руководства по снижению расходов Фонда и оптимизации его работы.

Далее проведем финансовый анализ результатов деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 619.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...