Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая характеристика деятельности фонда
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год исполнен по доходам в сумме 104 785,1 млрд. руб., из которых обязательные страховые взносы предприятий и работающих граждан – 95 312,2 млрд. руб. (91,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 858,8 млрд. руб. (0,8 % общих поступлений), субвенции из республиканского бюджета – 5 274,2 млрд. руб. (5,0 % общих поступлений). Удельный вес доходов бюджета фонда в ВВП составил 12,1 %. Кроме поступивших доходов в целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий и пособий были использованы остатки средств бюджета фонда на начало отчетного года в сумме 5 436,2 млрд. руб. В результате бюджет фонда за 2015 год сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 028,6 млрд. руб. по средствам профессионального пенсионного страхования. Расходы бюджета фонда составили 108 192,7 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 83 594,8 млрд. руб. (77,3 % общих расходов), на выплату пособий – 22 512,0 млрд. руб. (20,8 % общих расходов). Удельный вес расходов бюджета фонда в ВВП составил 12,4%. За отчетный период количество плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда увеличилось на 8 022 и составило 568 524, в том числе 331 486 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя. На протяжении 2011-2015 гг. органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечивалось своевременное поступление текущих платежей, а также проводилась работа по снижению просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда. На 01.01.2016 не имели задолженности плательщики в 22 районах, снизили задолженность плательщики в 48 районах (всего районов – 145). По-прежнему, в общей сумме задолженности наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (225,6 млрд. руб. или 75,7 % от общей суммы задолженности по республике, при этом в Витебской и Минской областях – 65,3 и 23,4 % соответственно). За счет средств государственного социального страхования выплачено 10,1 млн. пособий. За последние 5 лет количество пособий выросло на 475 тыс. При этом количество пособий по временной нетрудоспособности уменьшилось на 24,4 %, а пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличилось на 13,1 % [19]. Центральным аппаратом Фонда производится выплата пенсий 22 306 иностранным пенсионерам Украины, Польши, Литвы, Латвии, России, проживающим в Республике Беларусь, и 5 428 пенсионерам Республики Беларусь, проживающим в Израиле, Испании, Польше, США, Германии, России, Латвии, Литве. Количество получателей пенсий постоянно растет. За последние 5 лет число иностранных пенсионеров, проживающих в Республике Беларусь, выросло в 2,9 раза (на 14 618 получателей), а белорусских пенсионеров, проживающих за границей, – в 13,7 раза (на 5 034 получателя). За отчетный период количество страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование, снизилось на 46 и составило 11 769. Численность застрахованных лиц, в лицевых счетах которых открыта профессиональная часть, увеличилась на 26 077 и составила 766 594 человека. Поступления взносов на ППС по сравнению с 2014 годом снизились на 37,8 млрд. руб. и составили 981,3 млрд. руб. Проводилась работа по своевременному и правильному назначению и выплате профессиональных пенсий. Назначено 8 045 пенсий, в том числе – 23 досрочные профессиональные пенсии. Расходы на выплату пенсий по сравнению с 2014 годом увеличились на 9,7 млрд. руб. и составили 27,6 млрд. руб. По состоянию на 01.01.2016 в системе персонифицированного учета открыто около 7,5 млн. индивидуальных лицевых счетов (в течении 5 лет – около 736 тыс.). Ежегодно принимается и обрабатывается около 11 млн. документов персучета. По запросам органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки органами Фонда обработано, сформировано и выдано в 2015 году более 199 тыс. выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (в течение 5 лет – более 905 тыс. выписок). За 5 лет Фондом принято более 100 актов законодательства различной юридической силы, направленные на совершенствование вопросов государственного социального страхования. Наиболее актуальными из которых являются нормативные правовые акты, касающиеся порядка и сроков уплаты обязательных страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, сокращение и совершенствование Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, введение новых категорий плательщиков и застрахованных лиц для целей государственного социального страхования, изложение в новой редакции Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и другие. Всего за 5 лет органами Фонда проведено 49 275 контрольных мероприятий, из них в 2015 году – 6 584, по результатам контрольных мероприятий доначислено платежей на сумму 19,0 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 15,7 млрд. руб. или 82,6 %. В 2015 году. доначислено платежей на сумму 10,2 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 8,3 млрд. руб. или 81,4 %. В статью 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях внесена норма, позволяющая привлекать должностных лиц плательщиков к административной ответственности за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда (вступила в силу с 23.02.2015). В результате реализации данной нормы привлечено к административной ответственности 3 859 должностных лиц на сумму 4,3 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 2,2 млрд. руб [19]. В 2016 году финансирование расходов на выплату пенсий и пособий, оздоровление населения и мероприятий по обеспечению занятости населения осуществлялось в полном объеме и в установленные сроки. Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2016 год исполнен с профицитом в сумме 207,1 млн. рублей по средствам профессионального пенсионного страхования. Доходы бюджета фонда за 2016 год составили 11 749,2 млн. рублей, которые на 85,1 % состоят из обязательных страховых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей. Субвенции из республиканского бюджета составили 1 419,5 млн. рублей (12,1%). Удельный вес доходов в ВВП составил 12,4 % (первая оценка). Расходы бюджета фонда сложились в сумме 11 542,1 млн. рублей, из которых 8 862,2 млн. рублей или 76,8 % направлено на финансирование выплат пенсий и 2 449,5 млн. рублей или 21,2 % – на выплату пособий. Количество плательщиков в бюджет фонда составило 576 088. Сумма просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда за 2016 год увеличилась на 8,6 млн. рублей и составила 38,3 млн. рублей, из них 14,8 млн. рублей – задолженность плательщиков взносов Минской области, 16,4 млн. рублей – задолженность плательщиков взносов Витебской области (или 42,8 % и 38,6 % от общей суммы по республике соответственно). Наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (28,4 млн. рублей или 74,2 % от общей суммы задолженности по республике, при этом в Витебской и Минской областях – 51,8 % и 36,6 % соответственно). Из средств государственного социального страхования произведено 10,4 млн. выплат пособий. В системе профессионального пенсионного страхования учтено 11 424 страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование, 785 927 застрахованных лиц, на которых открыта профессиональная часть лицевого счета. Назначено 8 823 дополнительных профессиональных пенсии и 28 досрочных профессиональных пенсий. В системе персонифицированного учета продолжались работы по пополнению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц сведениями о стаже и заработке, учитываемыми согласно законодательства при исчислении пенсии. Принято и обработано более 10,3 млн. документов персонифицированного учета. По запросам органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки органами Фонда обработано, сформировано и выдано более 199 тыс. выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц [19]. В результате контроля за расходованием средств государственного социального страхования на основании данных персонифицированного учета выявлено нарушений на сумму более 1,7 млн. рублей.Проведено 5 820 проверок и мероприятий в отношении плательщиков, доначислено платежей на сумму 1,3 млн. рублей. За нарушение законодательства о государственном социальном страховании привлечено к административной ответственности 11 331 должностное лицо, 13 838 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сумма штрафов составила 13,5 млн. рублей. На рисунке 2.1 представлена информация о численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску [11].
Рисунок 2.1 – Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску.
Структура численности по областям и г. Минску отражена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Структура численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2016 года по областям и г. Минску.
Как видно из представленных данных на рисунках 2.1 и 2.2, наибольшая доля состоящих на учете в органах по труду и занятости и социальной защите, приходилась на г. Минск – 18,49 %, или 484,2 тыс. человек. Наименьший удельный вес приходился на Могилевскую область, где на учете состояло 11,63 % от общей численности стоящих на учете, или 304,6 тыс. человек. На долю Гомельской области, находящейся на втором месте, пришлось на конец 2016 года 15,25 %, или 399,4 тыс. человек. По результатам активной работы Фонда социальной защиты населения в последние годы организовано подключение и взаимодействие с ЕРИП, что позволило физическим лицам уплачивать за себя обязательные страховые взносы в бюджет фонда с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, кассы банка, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе «Расчет» [19]. Далее проанализируем структуру поступлений и использования средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Анализ структуры фонда
На основании Сведений о поступлении и расходовании средств бюджета Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 и 2016 гг. (Приложения А, Б) в таблице 2.1 проанализируем состав, структуру и динамику доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.
Таблица 2.1 –Состав, структура и динамика доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.
Как видно из данных таблицы 2.1, общая сумма доходов Фонда за 2016 год увеличилась на 1 270,6 млн. руб., или на 12,1 %, и составила 11 749,1 млн. руб., в сумме которых на долю взносов на государственной социальное страхование приходилось 85,88 % от общей суммы доходов Фонда (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Структура доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.
Удельный вес взносов на государственное социальное страхование в структуре доходов Фонда за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизился на 6,83 п.п., в том числе на 6,71 п.п. – за счет снижения доли обязательных страховых взносов. Доходы Фонда в 2016 году по сравнению с 2015 годом были заметно увеличены (на 891,9 млн. руб.) за счет субвенций, сумма которых за год была увеличена в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом, и доля которых увеличилась на 7,05 п.п. до 12,08 %. При этом произошло снижение доли неналоговых доходов Фонда на 0,22 п.п. до 2,04 % в 2016 году, а сумма их за год увеличилась только на 3,2 млн. руб., что свидетельствовало о низкой деловой активности и эффективности финансовой деятельности Фонда. Далее на основании данных Сведений о поступлении и расходовании средств бюджета Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 и 2016 гг. (Приложения А, Б) в таблице 2.1 проанализируем состав, структуру и динамику расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг. Как видно из данных таблицы 2.2, совокупные расходы Фонда за 2016 год увеличились на 6,7 %, или на 722,8 млн. руб., причем положительным моментом были более низкие темпы роста расходов Фонда по сравнению с темпами роста доходов. Таблица 2.2–Состав, структура и динамика расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.
Наибольшая доля расходов в структуре расходов Фонда социальной защиты населения приходилась на выплату трудовых пенсий – 76,71 % в 2016 году, причем доля этих расходов снизилась за год на 0,56 п.п. На втором месте по величине расходов находились расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности – 21,24 % в 2016 году. Причем данная статья за год увеличилась на 8,9 %, или на 199,8 млн. руб. за год, что превышало общий темп роста расходов Фонда. Негативными моментами в структуре расходов Фонда социальной защиты населения и ее изменении были увеличение долей расходов, приходящихся на финансирование учреждений профсоюзов и финансирование лечения и оздоровления, то есть по расходам, имеющим косвенное отношение к основным целям деятельности организации. При этом на фоне недостатка собственных средств и поступлений расходы на финансирование деятельности Фонда за год возросли на 8,4 %, то есть более высокими темпами по сравнению с общим темпом роста расходов Фонда, а доля их не была сокращена. Это свидетельствовало об отсутствии достаточных усилий со стороны руководства по снижению расходов Фонда и оптимизации его работы. Далее проведем финансовый анализ результатов деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 637. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |