Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы функционирования фонда социальной защиты населения Республики Беларусь




 

 

Финансово-актуарная экспертиза бюджета Фонда социальной защиты населения, проведенная специалистами Международного Бюро Труда в Женеве, убедительно показала всю сложность финансового положения, в котором окажется Фонд в самом ближайшем будущем.

Основными факторами, отрицательно влияющими на финансовое положение Фонда социальной защиты населения, являются:

- экономическое положение в стране,

- демографическая ситуация,

- несовершенство законодательства по социальному страхованию и, в первую очередь, пенсионного законодательства,

- использование средств Фонда социальной защиты населения на цели, не относящиеся к социальному страхованию[4, c. 101].

На современном этапе аналитики Исследовательской группы BusinessForecast.by отмечают следующие проблемы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь:

- несбалансированность Фонда социальной защиты населения, которая обусловлена уменьшением поступлений на фоне роста расходов фонда – поступления в Фонд социальной защиты населения в январе-апреле сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 62,1 млн рублей (или на 1,6%);

- негативное влияние на динамику поступлений в Фонд социальной защиты населения оказало уменьшение количества индивидуальных предпринимателей – с 253,378 тысячи человек на 1 марта 2016 г. до 247,419 тыс. человек на 1 марта текущего года. Индивидуальные предприниматели уплачивают обязательные страховые взносы в размере 35% от минимальной зарплаты до 1 марта года, следующего за отчетным [5];

- кроме того, замедление роста номинальной начисленной заработной платы и реальной заработной платы работников в силу ухудшения финансового состояния многих организаций также обуславливали в последние годы замедление темпов поступления средств в Фонд на фоне роста числа пенсионеров и расходов Фонда социальной защиты населения.

Рост расходов Фонда социальной защиты населенияаналитики связывают с увеличением трансфертов населению (пенсий, пособий, стипендий и др.). В частности, в номинальном выражении средний размер назначенных пенсий в январе-апреле 2017 г. увеличился по сравнению с январем-апрелем 2016 г. на 5,7% до 297,5 рубля.

Республике Беларусь неспроста в прошлом году пришлось пойти на увеличение пенсионного возраста – дефицит фонда вынуждал или решаться на такую непопулярную меру, или замораживать, а то и снижать размеры выплат. Численность пенсионеров в апреле возросла по сравнению с апрелем прошлого года на 19,9 тысячи человек до 2,619 миллиона. При этом численность занятого населения в апреле 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, напротив, сократилась на 48,6 тысячи человек до 4,367 миллиона.

В результате в апреле на 1000 занятых работников приходилось 600 пенсионеров против 589 пенсионеров год назад.

Рост численности пенсионеров в Беларуси обусловлен увеличением ожидаемой продолжительности жизни при рождении и ожидаемой продолжительности жизни на пенсии, отмечает Александр Муха. По данным Белстата, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2016 г. повысилась до 74,1 года против 73,9 года в 2015 г. и 70,4 года в 2010 г. При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин (79 лет в 2016 г.) более чем на 10 лет превышает аналогичный показатель у мужчин (68,9 года).

Наличие проблемы с бюджетом Фонда социальной защиты населения подтверждают и международные эксперты. МВФ, в частности, настоятельно рекомендует белорусским властям продолжить пенсионные реформы, чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 года. Среди мер, предлагаемых экспертами, — постепенное повышение порога выхода на заслуженный отдых до 65 лет и для мужчин, и для женщин.

Дефицит ФСЗН фактически требовал перераспределения бюджетных средств, однако, учитывая их ограниченность, дофинансирование ФСЗН требовало снижения других бюджетных расходов.

Наиболее объемной статьей расходов ФСЗН является выплата трудовых пенсий. Другая существенная статья – выплата пособий по временной нетрудоспособности.

Парадоксальным является то, что кроме этих статей наибольшими по объему выплат являются статьи расходов, не связанные или мало связанные с социальной защитой населения.

Эти статьи – финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси, а также финансирование деятельности самого ФСЗН.

Хотя суммарный объем непенсионных расходов ФСЗН представляется небольшим относительно общего объема поступлений средств в Фонд (около 1%), особенности этих выплат вызывают определенную обеспокоенность.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление. Формулировка этой статьи расходов ФСЗН не позволяет точно определить, кто является ее целевой группой, что само по себе является проблемой. Учитывая направленность деятельности ФСЗН, вопросов к этой статье расходов не возникает в случае, если выплаты по ней предоставляются социально незащищённым группам граждан (неполным семьям, детям-сиротам и т.д.). В случае же, если эта статья расходов финансирует выплаты санаторных путевок сотрудникам определенных предприятий или организаций, в условиях нарастающего дефицита Фонда гораздо более рациональным представляется ее упразднение или сокращение («отдых в санатории» как часть соцпакета на предприятии представляется скорее пережитком советской системы социальной защиты, нежели чем-то необходимым и обоснованным сегодня). Это представляется особенно актуальным с учетом того, что темпы роста объемов финансирования выплат на санаторно-курортное лечение превышают темпы роста расходов ФСЗН на другие статьи.

Учебно-спортивные учреждения Федерации профсоюзов. Наличие этой статьи расходов ФСЗН представляется весьма странным: средства Фонда являются целевыми, и финансирование учебно-спортивных учреждений не указано в списке возможных направлений финансирования в Положении о Фонде социальной защиты населения (Указ Президента №40 от 16 января 2009 года). Формально Федерация профсоюзов не является государственной организацией, поэтому необходимость финансирования какой-либо ее деятельности из средств государственного социального страхования представляется весьма сомнительной и нерациональной с учетом объемов такого финансирования. Важно принимать во внимание, что объем финансирования учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов из средств ФСЗН в 2015 году почти на 20% превышает объем финансирования мероприятий, направленных на обеспечение занятости населения.

Финансирование деятельности ФСЗН. Объем финансирования, направляемого из средств Фонда на деятельность самого Фонда вырос более чем в 4 раза в период с 2010 по 2015 годы. С учетом того, что количество организаций Фонда не выросло, а его функции не были расширены, такое увеличение собственного финансирования представляется необоснованным раздуванием расходов. В 2015 году, к примеру, расходы, связанные с деятельностью Фонда и его материально-техническим обеспечением, более чем в 4 раза превысили объем финансирования мероприятий, направленных на обеспечение занятости населения.

Размер непенсионных выплат. Хотя размер описанных выше выплат составляет чуть более 1% доходов Фонда, в 2012 году их размер превысил дефицит ФСЗН, а в 2015 году составил треть дефицита Фонда. При сохранении текущих темпов роста таких выплат и темпов роста доходов Фонда к 2020 году их доля в доходах Фонда дойдет до 1,7%.

Как уже указывалось выше, описанные тенденции в структуре расходов Фонда социальной защиты населения вызывают определенное опасения: некоторые статьи расходов продолжают расти даже при увеличивающемся дефиците Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Таким образом, Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей. При этом в последние годы работа Фонда сталкивается с рядом проблем, сводящимся по сути своей к недостатку средств Фонда на фоне изменений в демографической ситуации в стране и роста числа получателей средств Фонда. Одной из настораживающих проблем, которые выделяют аналитики и экономисты, является и тот факт, что на фоне необходимости использования резервов сокращения расходов фактически в деятельности организации наблюдается, наоборот, рост расходов, напрямую не связанных с функциями Фонда, а также рост расходов на обеспечение его деятельности. Далее проведем более углубленный анализ финансово-экономических показателей работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...