Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовый анализ деятельности фонда




 

В таблице 2.3 на основании данных Сведений о поступлении и расходовании средств бюджета Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 и 2016 гг. (Приложения А, Б) проанализируем состав, структуру и динамику неналоговых доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

 

Таблица 2.3–Состав, структура и динамика неналоговых доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Статья доходов

2015 г.

2016 г.

Откло-нение (+;-)

Темп роста, %

Изме-нение в струк-туре, п.п.

млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
Неналоговые доходы, всего

235,9

100,00

239,1

100,00

3,2

101,4

-

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

проценты полученные

0,5

0,21

0,2

0,08

-0,3

40,0

-0,13

доходы от капитализации средств

45,8

19,42

4,2

1,76

-41,6

9,2

-17,66

доходы от размещения средствпрофессиональ-ного пенсионного страхования

128,7

54,56

159,1

66,54

30,4

123,6

11,98

поступления в счет компенсации расходов Фонда

0,0

0,00

4,7

1,97

4,7

-

1,97

штрафы за нарушение порядка использования средств

5,5

2,33

6,8

2,84

1,3

123,6

0,51

возмещение незаконно полученных сумм

0,0

0,00

0,7

0,29

0,7

-

0,29

прочие поступления

55,4

23,48

63,4

26,52

8,0

114,4

3,03

Как видно из данных таблицы 2.3, общая сумма неналоговых доходов Фонда в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на 3,2 млн. руб., или на 1,4 %. Рост доходов был обеспечен главным образом увеличением доходов Фонда от размещения средств профессионального страхования на 30,4 млн. руб., или на 23,6 % за год, в результате чего доля этих доходов за год увеличилась на 11,98 п.п. При этом доходы от капитализации средств, наоборот, сократились на 41,6 млн. руб., или на 90,8 % за год, а доля их снизилась на 17,66 п.п. до 1,76 % в структуре неналоговых доходов Фонда в 2016 году.

На рисунке 2.4 отражено изменение структуры неналоговых доходов Фонда в разрезе основных укрупненных источников их поступления.

 

Рисунок 2.4 – Структура неналоговых доходов Фонда социальной защиты населения в разрезе укрупненных источников поступления за 2015-2016 гг., %

 

Как видно из данных рисунка 2.4, доля доходов, полученных в целом от использования финансовых инструментов (проценты, депозиты, капитализация средств), за год снизилась с 74,2 % до 68,4 %, или на 5,8 п.п. за год. В то же время на 2,8 п.п. до 5,1 % в 2016 году возросла доля неналоговых доходов, полученных Фондов в виде возмещения его расходов, получения выплат в виде штрафов и т.п., то есть со стороны Фонда в адрес его контрагентов в 2016 году произошло усиление контроля и взысканий (давления на реальный сектор экономики и население).

В таблице 2.4 на основании уже представленных в таблицах 2.1-2.3 данных проанализируем основные финансовые результаты работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Как видно из данных таблицы 2.4, в 2016 году по сравнению с 2015 годом доходы Фонда увеличились на 12,1 %, или на 1 270,6 млн. руб., при том, что совокупные расходы Фонда возросли только на 6,7 %. Опережающие темпы роста доходов Фонда обеспечили покрытие убытка и образование прибыли – превышение доходов над расходами Фонда составило по данным за 2016 год 207,0 млн. руб.

Таблица 2.4–Финансовые результаты работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

Показатель 2015 г. 2016 г. Откло-нение (+;-) Темп роста, %
1. Совокупные доходы, млн. руб.

10 478,5

11 749,1

1 270,6

112,1

в том числе - неналоговые доходы

235,9

239,1

3,2

101,4

2. Совокупные расходы, млн. руб.

10 819,3

11 542,1

722,8

106,7

3. Превышение доходов над расходами (прибыль Фонда), млн. руб.

-340,8

207,0

547,8

-60,7

4. Рентабельность (убыточность), %:

 

 

 

 

 - доходов

-3,25

1,76

5,01

-

 - неналоговых доходов

-144,47

86,57

231,04

-

 - расходов

-3,15

1,79

4,94

-

 

Как следствие, показатели убыточности работы Фонда 2015 года по данным за 2016 год возросли до положительных показателей рентабельности, что наглядно отражено на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Финансовые результаты работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг.

 

Рентабельность совокупных доходов Фонда за год увеличилась на 5,01 п.п. и составила в 2016 году 1,76 %, а рентабельность совокупных расходов – 1,79 %, увеличившись за год на 4,94 п.п. То есть можно говорить об условном улучшении финансового состояния Фонда. Однако, такое улучшение было обусловлено в первую очередь заметным ростом величины поступивших в пользу Фонда субвенций. В свою очередь из данных рисунка 2.5 наглядно видно, что коэффициент соотношения неналоговых доходов и совокупных расходов Фонда, наоборот, снизился, что свидетельствовало о снижении эффективности финансовой работы организации.

Таким образом, проведенное исследование деятельности и финансовой работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг. позволяет сделать следующие основные выводы:

- в 2015-2016 гг. Фонд активно развивал автоматизированные и электронные формы взаимодействия с юридическими и физическими лицами, что повлекло некоторое упрощение уплаты взносов и работы с Фондом для субъектов хозяйствования;

- в целом по динамике совокупных доходов и расходов Фонда можно отметить превышение темпов роста доходов над расходами, что обусловило рентабельную работу организации, однако, такой рост был обеспечен увеличением субвенций, то есть ростом расходов бюджета Республики Беларусь;

- на фоне роста субвенций расходы Фонда, не связанные непосредственно с выплатами пенсий, пособий и социальной помощью, возросли, в том числе – увеличилась их доля в структуре расходов Фонда, а динамика расходов Фонда на поддержание работы организации характеризовалась опережающим ростом и отсутствием положительных сдвигов по структуре, что позволяет сделать выводы о неэффективном распределении доходов организации;

- при этом наблюдались крайне низкие темпы прироста неналоговых доходов Фонда, а доля в них доходов, полученных непосредственно от финансовой деятельности и использования финансовых инструментов, заметно сократилась на фоне увеличения доли доходов, полученных в виде штрафов и иных платежей, взымаемых с населения и субъектов хозяйствования.

Фактически работа Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2015-2016 гг. на фоне роста потребности в притоке доходов и увеличения числа получателей средств Фонда характеризовалась неэффективным расходованием аккумулированных средств, снижением деловой активности Фонда и отсутствием положительной динамики в части зарабатывания прибыли за счет коммерческого использования имеющихся денежных средств, а также – ростом негативного финансового давления со стороны организации на субъектов хозяйствования, то есть реальный сектор экономики страны. Такая ситуация требует поиска путей повышения эффективности работы Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 612.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...