Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налог на прибыль организаций




Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все виды бюджетов Российской Федерации.

Налогообложение прибыли организаций регламентируется гл. 25 НК РФ.

582 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Основным критерием определения плательщиков данного налога служит налоговая юрисдикция государства. Организация может либо представлять российское государство, либо осуще­ствлять свою деятельность на его территории. Таким образом, плательщиками налога на прибыль организаций являются рос­сийские организации, а также иностранные организации, осу­ществляющие свою деятельность в Российской Федерации че­рез постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Относительно российских организаций следует отметить, что плательщиками налога на прибыль могут быть только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Следова­тельно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций.

Объектом данного налога является прибыль, полученная на­логоплательщиком. В целях налогообложения законодательст­вом Российской Федерации предусмотрен разный подход к оп­ределению прибыли, который зависит от налоговой юрисдик­ции. Так, для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, — до­ход, полученный этими представительствами, уменьшенный на величину произведенных расходов; относительно иных ино­странных организаций прибылью признается доход, получен­ный от российских источников.

Определяя объект налога на прибыль, следует учитывать по­ложения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. До­ходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрально­го банка РФ и учитываются в совокупности с иными объектами налогообложения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ор­ганизации могут получать доходы, выраженные в натуральной форме. В такой ситуации стоимость доходов определяется ис­ходя из цены сделки.

Глава 20. Федеральные налоги и сборы

583

Доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, под­разделяются на: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка организации), внереализацион­ные доходы.

Таким образом, налоговой базой налога на прибыль органи­заций является денежное выражение прибыли.                  ^,

Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В частности, не включаются в налогооблагаемую базу: имуще­ство или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; средства, по­лученные в виде безвозмездной помощи, в том числе основные средства и нематериальные активы, полученные на основании международных договоров российскими атомными станциями в целях повышения их безопасности; имущество, полученное бюджетными организациями по решению органов исполни­тельной власти всех уровней; средства, полученные по догово­рам кредита и займа, а также суммы, полученные в погашение таких заимствований; средства, полученные из бюджета в виде компенсационных выплат за несвоевременный возврат излиш­не уплаченных или излишне взысканных налогов и др.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются также доходы (имущество, перечисления), полученные в рам­ках целевого финансирования. Так, не подлежат обложению налогом на прибыль: государственные бюджетные и внебюд­жетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям по со­ответствующей смете доходов и расходов; полученные гранты; инвестиции, выигранные на инвестиционных конкурсах (тор­гах), и т. д.

Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, то оп­ределение расходов налогоплательщика и их группировка име­ют принципиальное значение. По общему правилу к расходам относятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально под­твержденные. В некоторых случаях расходами считаются убыт­ки, понесенные организацией в процессе осуществления своей деятельности.           v

584 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Обоснованность произведенных расходов выражается в эко­номическом оправдании затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов оз­начает правильное оформление затрат, соответствующее зако­нодательству РФ.

Однако в целях стимулирования развития производства, пе­речислений на общегосударственные мероприятия, повышения социальной защищенности работников не все расходы учиты­ваются при налогообложении прибыли. Так, в налогооблагае­мую базу не включаются расходы в виде: сумм выплаченных налогоплательщиком дивидендов; финансовых санкций, пере­числяемых в бюджет или внебюджетные фонды; отчислений в резервные фонды; взносов на негосударственное пенсионное обеспечение; стоимости имущества, переданного в рамках це­левого финансирования; премий, выплачиваемых работникам за счет специальных средств или целевых поступлений; матери­альной помощи работникам; надбавок к пенсиям; сумм отчис­лений в государственные фонды развития науки и образования и т. д.

Кроме общего порядка определения налоговой базы, обла­гаемой налогом на прибыль организаций, законодательством Российской Федерации установлены специальные правовые ре­жимы определения разницы доходов и расходов для следующих категорий налогоплательщиков: банков; страховщиков; негосу­дарственных пенсионных фондов; профессиональных участни­ков рынка ценных бумаг. Существуют особенности определе­ния налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с фи­нансовыми инструментами срочных сделок.

Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдик­ции и налоговой базы. По общему правилу для российских ор­ганизаций и иностранных организаций, осуществляющих дея­тельность через постоянные представительства, ставка налога составляет 24%.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, по­лученные от российских источников, установлены в размере 10 и 20%. 10% от полученной прибыли иностранные организации отчисляют с доходов, связанных с международными перевозка­ми, в частности, полученных от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов, других транспортных

Глава 20. Федеральные налоги и сборы

585

средств или контейнеров. Остальные доходы иностранных ор­ганизаций, не связанные с деятельностью в Российской Феде­рации через постоянные представительства, облагаются нало­гом в 20%.

Унифицированные ставки налога на прибыль, не зависящие от налоговой юрисдикции, установлены относительно доходов^ полученных в качестве дивидендов или от операций с государ­ственными и муниципальными ценными бумагами. Учитывая значимость развития рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, а также учитывая пока еще низкую их ликвид­ность и доходность, законодателем применяются пониженные ставки налога на прибыль, образующуюся от операций с этими видами долговых обязательств. Так, по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам налог взимается в размере 15%, а доход от государственных и муни­ципальных облигаций, выпущенных в целях реструктуризации государственного внутреннего и внешнего долга бывшего Сою­за ССР, полностью освобождается от налога на прибыль.

Характерные особенности имеются при налогообложении прибыли Центрального банка РФ, обусловленные его статусом государственного банка. Прибыль, полученная Центральным банком РФ в результате осуществления функций, возложенных на него Федеральным законом «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)», облагается по ставке 0%. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от всех иных видов деятельности, подлежит налогообложению на общих ос­нованиях, т. е. по ставке 24%.

Налог на прибыль организаций существенно отличается от большинства федеральных налогов порядком зачисления в бюджеты различного уровня. Сумма налога на прибыль от до­ходов в виде дивидендов, процентов от операций с государст­венными или муниципальными долговыми обязательствами и от доходов иностранных организаций, полученных из россий­ских источников, зачисляется в федеральный бюджет. В остав­шейся части по юридической сущности налог на прибыль явля­ется «расщепленным», поскольку в определенных процентных долях поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов РФ и бюджеты муниципальных образований.

586 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

В соответствии с принципом федерализма, лежащим в осно­ве государственного устройства России, законодательные (представительные) органы государственной власти субъек­тов РФ вправе снижать ставку налога на прибыль до 10,5%, но в пределах сумм, подлежащих зачислению в региональные бюд­жеты.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как прави­ло, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декла­рации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и пере­числению в соответствующий бюджет возлагается на организа­цию — налогового агента, выплатившую этот доход.

Налоговое законодательство РФ стремится соответствовать принципу устранения двойного налогообложения. Реализация названного положения относительно налогообложения прибы­ли организаций заключается в том, что суммы налога, выпла­ченные российской организацией в соответствии с законода­тельством иностранного государства, засчитываются при уплате этими лицами налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако НК РФ установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому выплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским зако­нодательством.

При определении налогооблагаемой базы доходы, получен­ные российской организацией за пределами России, учитыва­ются в полном объеме. В целях устранения двойного налогооб­ложения из полученных доходов вычитаются расходы, произве­денные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...