Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды, характеристики и функции эмоций.




        Рассматривая эмоции в контексте избирательной кампании, постараемся определить какие же свойства, характеристики и функции эмоций необходимо учитывать и использовать для спешного управления электоральным поведением.

       Из многих свойств и характеристик эмоций, нам хотелось бы выделить то, что признают все теории эмоций - они двухвалентны. Эмоции бывают положительными либо отрица­тельными. Положительные эмоции означают, что объекты удовлетворяют потребности человека, отрицательные эмоции означают, что объекты не удовлетворяют определенные потребности. Надо заметить, что объекты могут вызывать одновременно, как положительные, так и отрицательные эмоции. Это явление по­лучило название амбивалентности (двойственности) чувств. Амбивалентность часто проявляется в отношении к политикам. Один и тот же политик может вызывать восхищение своими внешними данными и осуждение за свои политические взгляды.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

Эмоции отличаются глубиной, интенсивностью, продолжительностью и сильным влиянием на деятельность человека. Эмоции играют важнейшую роль в поведении человека. Рассмотрим шесть основных функции эмоций(4,9):

  1. Отражательно-оценочная функция.

Эта функция эмоций проявляется в том, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно по-разному.

  1. Управляющая функция.

Эта функция заключается в том, что эмоции являются одним из психофизиологических ме­ханизмов управления поведением человека.

  1. Защитная функция.

Защитная функция связана с возникновением стра­ха, который предупреждает человека о реальной или мни­мой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определе­нию вероятности достижения успеха или неудачи.

4. Мобилизующая функция.

Эта функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации ре­зервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборони­тельной его форме (спасении бегством). Способствует мо­билизации сил организма воодушевление и радость.

5. Компенсаторная функция.

Это функция состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вы­ несения суждения о чем-либо.

6. Сигнальная функция.

Эта функция эмоций связана с воздействием чело­века или животного на другой живой объект. Эмоция имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии.

    Все вышеперечисленные характеристики и функции относятся к эмоциям в целом. Для более детального исследования эмоций избирателей, для управления этими эмоциями, нужно знать частные (отдельные эмоции) и их характеристики. Наиболее детально исследовал и описал фундаментальные эмоции К. Изард(6). Он выделяет следующие эмоции:

  1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Мотивирует обучение, исследование.
  2. Радость — положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Эмоция возникает в том случае, если вероятность удовлетворения высокая.
  3. Удивление — эмоциональное состояние, не имеющее четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака. Возникает как реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормо­зит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
  4. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента пред­ставлялось более или менее вероятным. Чаще всего проте­кает в форме эмоционального стресса.
  5. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по зна­ку, как правило, протекает в форме аффекта и вызыва­ется внезапным возникновением серьезного препятствия
    на пути удовлетворения исключительно важной для субъек­та потребности.
  6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятель­ствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственны­ми или эстетическими принципами и установками субъек­та.
  7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порож­даемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
  8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возмож­ной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потреб­ностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополу­чия и действует на основе этого (часто недостаточно досто­верного или преувеличенного прогноза).
  9. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Каждая из описанных К. Изардом эмоций может лежать в основе целого спектра состояний. Соединяясь, фундаментальные эмоции могут вызывать комплексные эмоциональные состояния.

По своему содержанию, интенсивности и продолжительности эмоции подразделяются на различные виды. Свою классификацию предлагает М.И. Еникеев. По содержательному своеобразию эмоции он под­разделяет их на следующие виды (5):

  1. Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум мор­ского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. Эмоциональное отноше­ние к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организ­ма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоци­ональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и пред­ставления.
  2. Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная ре­акция на текущие изменения в предметной среде. Эмоци­ональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония — со­переживание эмоционального состояния других людей — важнейшее социальное качество человека.
  3. Настроение — ситуативно обусловленное устойчивое эмо­циональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение — эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая об­щий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывает­ся теми влияниями, которые затрагивают личностные сто­роны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людь­ми, самочувствием и т. д.

Все вышеописанные характеристики, виды и функции эмоций являются очень важными с точки зрения использования их в избирательной кампании. Остановимся на вопросе управления поведением избирателей через эмоции более подробно.


Гришин Е.В.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...