Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально – психологические факторы электорального поведения: эмоции.




Количество факторов, определяющих электоральное поведение, очень большое количество. Мы представим один из основных факторов, который назовём эмоции избирателей. Даже поверхностный анализ электорального поведения говорит нам о том, что избиратель принимает решение о голосовании, большей частью, руководствуясь эмоциями. Конечно, знания, информация, размышления, логические рассуждения играют роль при принятии решений о голосовании, но, на наш взгляд, несравненно меньшую, чем эмоции. Механизм принятия решений избирателями на основе эмоций имеет свои особенности, и разобраться в них нас заставляет важность этого явления с практической точки зрения.

Публичная политика в России, чаще всего, строится на эмоциях, а в выборный период это проявляется особенно ярко. Зачастую результаты, даже качественно проведённых социологических исследований, не совпадают с результатами выборов. Это может означать лишь одно, что решения избирателями принимаются чаще под влияни­ем эмоций, а не трезвого политического анализа.

Так что же такое эмоции? Каковы их функции и характеристики? Как их использовать в избирательной кампании? На эти вопросы, мы постараемся дать ответы в этой статье.

В жизни мы, нередко, сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено множеством противоречивых и разнонаправленных эмоций. Это раньше всех заметили наиболее пытливые исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных. Они понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Они считали, что невозможно понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции.

В основе человеческого поведения, конечно, стоят не только эмоции, но общеизвестно, что они в большой степени активизируют, организуют восприятие, мышление и устремления человека. Эмоции оказывают непосредствен­ное влияние на перцептивные процессы, активно вмешиваются в процесс переработки информации, которую человек получает при помощи органов чувств.

Леонтьев А. Н. рассматривал эмоциональные процессы как сложное и комплексное явление. Он писал: «К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъект, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни»(8).

Человек по своей природе существо со­циальное и без социальных отношений и некоторой формы социальной органи­зации человек не был бы человеком. Социальные отношения во многом строятся на социальной привязанности, которая, по всей видимости, является функцией эмоций.

Многие ученые, философы и деятели искусства признавали особую роль эмо­ций в работе сознания и в поведении человека. На сегодняшний день существуют различные точки зрения на природу и значение эмоций.

«Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Можно предположить, что истоки некоторых человеческих эмоций нужно искать в простейших физиологиче­ских драйвах, таких как голод, и в первичных адаптационных механизмах, таких как реакция приближения - отстранения. Каждая эмоция исполняла те или иные адап­тивные функции в процессе эволюции человека»(6).

Дать определение эмоций не просто, потому что эмоции достаточно сложный феномен, так как включают в себя как физические, так и психические реакции. Эмоции одновременно активизируют физиологические, когнитивные и моторные процессы. Приведем наиболее распространенное определение эмоций. «Эмоции - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувствен­ном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности ин­дивида»(5).

У психологов нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Одни исследователи полагают, что в рамках на­уки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Другие утверж­дают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некото­рые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие со­стояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влия­нием той или иной эмоции. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведе­ние человека, что они являются основным источником психосоматических заболе­ваний. Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявле­нию деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой. Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной си­стемы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю.

Несмотря на то, что не существует единого мнения относительно природы эмоций и их назначения, мы попробуем представить основные подходы в их изучении и интерпретации.

Общепризнанными являются информационная, мотивационная, активационная, дифференциальная, когнитивная, конфликтная теории эмоций, а так же измерительный подход в изучении эмоций. Мы постараемся представить некоторые из этих теорий.

Одним из первых стал изучать эмоции Спенсер. Он рассматривал эмоции как измеримую часть сознания. Вундт(2), развивая эту традицию, пред­ложил описывать эмоциональную (чувственную) сферу сознания, оценивая ее с по­мощью трех измерений: удовольствие—неудовольствие, расслабление—напряже­ние и спокойствие—возбуждение.

Даффи (17), основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, объясняла всё поведение в терминах единого феномена — организмического возбуж­дения, понятия, которое имеет очевидное сходство с вундтовским измерением расслаб­ление—напряжение. По Даффи(17), эмоция — лишь точка или совокупность точек на шкале возбуждения. О вариабельности эмоции Даффи говорит только, с точки зрения, её интенсивности.

З. Фрейд, в своих работах (13,14,15) обосновывает свою концепцию аффекта, в контексте своей теории мотивации. Он рассматривает аффект с точки зрения энергетического компонента инстинктивного влечения, процесса «разрядки» и восприятия окончательной разрядки. Реализация аффекта и ее чувственный компонент рассматриваются толь­ко в контексте выражения эмоции. Фрейд и психоанализ в целом рассматривали, прежде всего, негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений.

Теорию нейронной активации поведения и эмоций выдвинул Линдсли(6). Он ввёл понятие активации, с помощью которого определял как нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры. Его толкование эмоций предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, либо внешнего и условного, либо внутреннего и безусловного. Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который, в свою очередь, посылает импульсы к таламусу и к коре больших полушарий. Гипотетиче­ский активирующий механизм трансформирует эти импульсы в поведение, характе­ризующееся «эмоциональным возбуждением».

В теории эмоций Джемса-Ланге утверждается, что материальной основой эмоциональных переживаний являются физиологические состояния и экспрессивные действия организма. Джемс У.(3) подчёркивает, что психические пережива­ния не могут непосредственно порождать друг друга, а только через телесные. Он считает, что восприятие не может вызывать эмоций. Нужно чтобы в организме наступили физиологические состо­яния, которые переживаются психикой как определенное чувство. Любые психические явления, по мнению Джеймса, представляют пере­живания каких-то материальных процессов в организ­ме; поэтому психические явления могут возникать и реализовываться только через определенную деятельность организма. «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах эмоции психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечет за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция»(3).

Ряд теорий рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обус­ловленных когнитивными процессами. Наиболее разработанной из теорий эмоций, выстроенных в рамках этого подхода теория Арнольд (16). Соглас­но этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последователь­ности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». По Арнольду «воспринять» объект означает «понять» его, вне зависимости от его влияния на воспринимающего. После того, как объект оценивается воспринимающим, с точки зрения влияния, образ получает эмоциональную окраску. Эмоция, по Арнольду, не является оценкой, а возникает в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. А оценка представляет собой мгновенный, интуитивный акт, не связанный с размышлением. Она происходит сразу при восприятии объекта. «Эти три акта, восприятие—оценка—эмоция, столь тесно переплетены, что наш повсе­дневный опыт нельзя назвать объективным познанием; это всегда познание—приятие или познание—неприятие. Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к дей­ствию, которая переживается как эмоция и выражается различными соматическими изменениями и которая может вызвать экспрессивные или поведенческие реакции». (16).

Ещё один подход, связанный с влиянием когнитивных процессов на эмоции, предлагает Шехтер(19). Он считает, что эмоции возникают на основе фи­зиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это воз­буждение. Событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание возбуждения, то есть ситуацию, которая его вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индиви­дом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию. Оценка ситуа­ции позволяет человеку определить возбуждение как радость или гнев, страх или отвращение или как любую другую, подходящую к ситуации, эмоцию. По Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость и как гнев, и как любая другая эмоция, в зависимости от трактовки ситуации.

Главный вклад когнитивных теорий в дело изучения эмоций состоит в описании эмоционально-специфичных когнитивных процессов — особого рода умозаключе­ний, вызывающих специфическую эмоцию. Они также углубили наше понимание взаимоотношений между эмоциями и когнитивными процессами.

Плутчик (18) определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. Первичная эмоция, по Плутчику, ограничена во времени и инициируется внешним стимулом. Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоции соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий ком­плекс. По мнению Плутчика (18), постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации, он приводит ряд экспериментальных данных в подтверждение этого тезиса. По мнению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изу­чения личности и в психотерапии. Он предложил рассматривать личностные черты как комбинацию двух или нескольких первичных эмоций, даже взаимоисключаю­щих.

       С. Томкинс концептуально обосновал теорию дифференциальных эмоций. «Теория дифференциальных эмоций названа так оттого, что объектом ее изуче­ния являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно - мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:

1) десять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования;

2) каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивами и подразумевает специфическую фор­му переживания;

3) фундаментальные эмоции, такие как радость, печаль, гнев или стыд, переживаются по-разному, и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивно - когни­тивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса».(6).

К. Изард в своей работе «Психология эмоций» продолжает разрабатывать теорию дифференциальных эмоций. Он пы­тается охарактеризовать свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а так­же особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он так же рассматривает взаимоотношения, которые связывают эмоции, когнитивные процессы и поведение. К. Изард даёт своё определение эмоций. «Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, орга­низует и направляет восприятие, мышление и действия»(6). К. Изард считает, что каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания приро­ды эмоции. Раскрывая это определение, он говорит, что «эмоция мотивирует, она мобилизует энергию, и эта энергия в некото­рых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в опре­деленное русло. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие»(6). По мнению Изарда, эмоции возникают как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Когда эмоция возникает в ответ на мысленный образ, символ, представление, то можно говорить о сформированной связи между мыслью и чувством, или об аффективно-когнитивной структуре. Изард считает, что эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.

Конфликтная теория эмоций в советской психологической науке связана с именем П.В. Симонова(11,12). По мнению Симонова, эмоция по­могает организму выходить из сложных ситуаций и положений. Он считает, что эмоция возникает при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает про­должение действий, способствует поиску новой инфор­мации и тем самым повышает надежность живой сис­темы. Симонов объясняет разнообразие эмоций исходя из цели действий. Он приводит пример, когда цель — обла­дание каким-то предметом, а информации о способах достижения цели не хватает, возникают эмоции беспокойства, печали, горя, отчаяния. Когда цель — из­бегание или защита, то в тех же условиях возникают настороженность, тревога, страх, паника и т.д. Поло­жительные эмоции возникают, по Симонову, при из­бытке информации.

Каждая представленная теория сосредотачивалась в изучении определенных сторон и характеристик такого сложного феномена как эмоции. Теория Джемса - Ланге подчёркивала, что эмоции отража­ют состояния организма. Те­ории активации считали, что эмоции способствуют мобилизации сил организма для предстоящих действий. Информационная теория объясняла, что эмоциональ­ные реакции обеспечивают деятельность и поиск информации в неопределенных ситуациях и т.д. Но, несомненно, все они внесли свой большой вклад в понимание феномена эмоций.

Для понимания феномена эмоций и его использования в избирательной кампании мы предлагаем рассмотреть некоторые характеристики и функции эмоций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...