Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психодиагностика интеллекта.




Интеллек- это общая способность приспособления к новым жизненным условиям (Штерн).

Умственный возраст - понятие, введенное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интел. развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта др. людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в кот. - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому. 1. тест Айзенка 2. Д. Векслера Включает 11 субтестов. Вербальные субтесты: 1. общей осведомленности, 2. общей понятливости, 4. установления сходства. 5. повторения цифровых рядов. 6. Словарный (объяснить значение слов). Невербальные субтесты: 7. Шифровки цифр (написать над цифрой соответствующий символ). 8. нахождения недостающих деталей. 9. кубиков Коса (воспроизвести 10 образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков). 10. последовательности картинок. 11. составления фигур. 3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Название указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. 4. Р. Амтхауэра. 9 субтестов на измерение разл. функций интеллекта. 5. Р. Б. Кеттелла. Состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. 5. Зямбацявичене.1-4 класс. Опубликована в 1984г. Она была опробована только на литовских детях. И оказалась бесхозной. Однако стимульный материал был использован для нового диагностического инструмента «Словесных субтестов» (Чупров, Мастюкова). Этот вариант прошел опробацию на русскоязычной выборке. 4 субтеста: Осведомленность, классификация, аналогии, обобщение. 6. ГИТ. Дж. Ванны. Для группового обследования детей 10-12 лет. 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия, числовые ряды, установление аналогий, символы. 7. ШТУР (Гуревич). Подростки 13-14 лет. 6 субтес-тов:1.2.-осведомленность, аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. 8. АСТУР. Предназначен для диаг. Умств. разви-тия выпускников и абитуриентов. Авторский коллектив: Гуревич, Борисова, Козлова, Логинова. Тест включает 8 субтестов: 1) осве-домленность, 2) двойные аналогии, 3) лабильность (инструкции) 4) классификации (из 6 слов 2 обобщить5) обобщение, 6) логические схемы (от общего с частному) 7) числовые ряды, 8) геометрические фигуры.

    63. Средства психодиагностической деятельности практического психолога.

При проведении психодиагностики применяют общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деят-ти. 1. Важным средством диагностической работы является наблюдение. Оно заключ. в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения объекта. Виды наблюд: внеш. – внутр., свободное - стандартизированное (по программе), не/включенное, прямое - косвенное, сплошное - выборочное, полевое – лабораторное. 2. Беседа. В диагностической работе используют: диагностическое интервью, кот. имеет целью получение разнооб-разных данных о свойствах личности и особенностях психич. развития. В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого исследователя выделяют структурированную (с заранее подготов. вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизационный характер. 3. Тестирование. Тестом называют "краткое, стандартизованное, ограниченное во времени психол. испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий". Тесты должны отвечать требованиям надежности и валидности. Охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени. 4. Проективные методы. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации (мет. интерпретации (ТАТ и его детские варианты - САТ, тест фрустрации Розенцвейга), мет. дополнения (неоконченные предложения); мет. катарсиса (психодрама, проективная игра); мет. изучения экспрессии (анализ почерка, особ. речевого общения); мет. изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека, "Дом - дерево – чел.", рисунок семьи, рисунок несуществующего животного). Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения. 5. Опросники и анкеты. Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особ., в профориентации, для проведения соц.-психологических обследований. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы "да", "нет", "не знаю"; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...