Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психодиагностика как практическая деятельности и научная дисциплина.




ПСИХОДИАГНОСТИКА, КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Это живая деятельность психолога) – это процесс распознавания психологических особенностей отдельного человека или группы людей, как причин определенных параметров деятельности или психического состояния обследования. Процесс распознавания осуществляется с точки зрения соответствия норме на основе известной диагносту системы понятий, как подведение обследуемого под общий тип или категорию. Процесс распознавания осуществляется в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации развивающего, профилактического или коррекционного воздействия.

ДИАГНОСТИКА – это особый вид познавательной деятельности, а именно распознавание.

Есть еще исследовательская деятельность (тоже познавательная деятельность).

Различия между целями познания. Целью любого исследования является получение нового знания для общества.

ИНСАЙТ – психологический признак совершения открытия.

Цель распознавания – определение состояния обследования с точки зрения известного знания.

Психометрия – наука, развивающая новые методы диагностики.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА, КАК НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ДИСЦИПЛИНА)

Психодиагностика – это наука о разработке и применении диагностических методик.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это наука о решении диагностических задач и постановки диагноза.

Научная основа содержит четыре компонента: семиотический, технический, деонтологический, логический (гностический).

СЕМИОТИЧЕСКИЙ – описывается классификация жалоб, запросов, обращений, характеризуются психологические причины жалоб, запросов, обращений.

ТЕХНИЧЕСКИЙ – применение и разработка диагностических методик.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ – взаимодействие психолога и клиента, существуют закономерности, приемы для поддержания контакта.

ГНОСТИЧЕСКИЙ – мыслительная деятельность, познаются причины запроса. Здесь характеризуются этапы диагностического запроса, диагностическое мышление психолога по постановке диагноза.

 

Предмет психодиагностики.

Психодиаг. - это раздел Ψ, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагн. процедур с целью определения значения некоторых психол. феноменов, позволяющих установить диагноз. 1. Предмет психодиаг. по критерию отклонение-норма. В методологической литературе выделяется как узкое понимание диагноза, обусловленное ситуа-цией уже возникшего отклонения системы управления от заданных параметров, так и широкое его понимание, связ. с контролем нормально функционирующей системы. В.Войтко и Ю.Гильбух исходят из узкого понимания психодиагностики. Авторы указывают, что "психодиаг. не просто имеет дело с отдельным индивидом - она занимается лишь теми людьми, о поведении, деят-ти, психич. состоянии кот. заранее известно, что они характе-ризуются опред. отклонениями». Эту точку зрения критикует К. М. Гуревич. Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и когда исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиаг. Автор считает, что объектом деят-ти, например, школьного психолога должны быть по возможности все учащиеся, а главной его задачей должна стать не коррекция имеющихся отклонений, а "контроль за ходом психич. развития ребенка с целью профилактики возможных в нем отклонений". Различие между узким и широким подходами в понимании психодиагностической деятельности, с нашей точки зрения, не является непреодолимым, поскольку их объединяет связь с контролем состояния объекта диагностики как в целях его коррекции, когда отклонение уже возникло, так и в целях его профилактики, когда при отсутствии отклонения в данный момент существует возможность его появления в будущем. 2. Предмет психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Ряд исследователей полагают, что предметом психодиаг. как науки являются средства психодиаг. деят-ти, в числе кот. диагностические методики и инструменты. Такое понимание предмета психодиаг. нашло отражение в ее определении, предложенном К. М. Гуревичем, кот., характеризует психодиаг. как "дисциплину о методах, классификации и ранжирования людей по психол. и психофизиологич. признакам", изучающую принципы конструирования психодиагностических методик, требования к ним и правила их применения, границы экстраполяции получаемых выводов. 3. Другая т. зр. на предмет психодиагностики, опирающаяся на содержательные характеристики объекта психодиагн. деят-ти, предполагает изучение индивидуальности, выступающей в функции регуляции деятельности. Данная точка зрения исходит из того, что обнаруживающееся в различных формах психич. становится предметом психодиагностики, когда оно включается в три отношения: интраиндивидуалъные, отражающие взаимосвязь психических свойств внутри личности; интериндивидуальные, служащие основой для установления различий между обследуемой личностью и другими личностями; субъект-объектные, несущие информацию о связях человека с социально значимыми требованиями окруж. среды.

    57. Понятие надежности психодиагностической методики. Способы определения надежности.

Надежность психодиагностической методики - это характеристика ее точности, как измерительного инструмента, она отражает устойчивость этого измерительного инструмента к действию помех, как внешних так и внутренних

В качестве основного понятия определяющего надежность или ненадежность диагностической методики выступает понятие вариации или дисперсии. Практика показывает, что при проведении психологических измерений вариация результатов всегда есть. Один и тот же тест, проведенный неоднократно с одной и той же группой испытуемых дает сходный, но неодинаковый результат. Отсутствие полного совпадения результатов связано с действием множества причин – это внешние и внутренние помехи.

Теория надежности основывается на положениях, выдвинутых американскими психологами Спирмен и Гулликсен. С точки зрения этой теории эмпирически полученный протокольный результат равен истинным результатом + ошибка.

Целью любого измерения является получение истинного значения «Т» у побследования. Х=Т+Е

Т=Х-Е

 МЕТОДЫ определения надежности:

1. Метод повторного тестирования – определение надежности по методу повторного тестирования, что тест дважды предъявляется одним и тем же обследуемым через определенное время . Длительность временного интервала зависит от содержания и характера задач теста. Однако принято считать, что максимальный интервал должен быть не более шести месяцев, минимальный интервал – не менее двух недель. В качестве показателя надежности выступает коэффициент корреляции R (его значения лежат 0-1). Чем выше коэффициент корреляции, тем надежнее методика. Не бывает равен 1, не бывает равен 0).

Алгоритм определения надежности:

1. Берем группу обследуемых (200-300).

2. Проводим на этой группе испытуемых тест для определения его надежности.

3. Записываем результаты в виде первой колонки данных.

4. Определяем интервал для повторного тестирования.

5. На этой же группе испытуемых проводим повторное тестирование с помощью этой же методики.

6. Записываем полученные результаты в виде второй колонки данных.

7. Сопоставляем данные первой и второй колонки путем исчисления коэффкорреляции.

8. По величине коэфф корреляции делаем вывод о надежности или ненадежности диагностической методики.

2. Параллельное тестирование, проводиться, если есть параллельная форма тестов.

Алгоритм:

1. Берем группу обследуемых (200-300).

2. Проводим на этой группе испытуемых форму методики А.

3. Записываем результаты в виде первой колонки данных.

4. Определяем интервал для проведения методики (на следующий день можно).

5. На этой же группе испытуемых проводим форму Б тестов.

6. Записываем результаты в виде второй колонки данных.

7. Сопоставляем данный первой и второй колонки путем вычисления коэфкор.

8. По величине коэфкор делаем вывод о надежности методики.

3. Метод расщепления или метод раздельного тестирования. Меру надежности с помощью данного метода определяют на основании однократного применения единственной формы теста, для этого проверяемый на надежность тест разделяется на две части. Чаще всего процедура деления заключается в том, что в первую часть входят нечетные пункты теста, а в другую четные пункты теста. Надежность, найденная таким способом – мера согласованности выборок содержания. Этот тип коэффкорр – коэффициент внутренней согласованности.

Алгоритм.

1. Определяем группу испытуемых, на которой будем проводить

2.  Проверяем на них тест.

3. Записываем результаты в виде колонки данных.

4. Разделяем колонку на две подколонки по принципу четные-нечетные пункты теста.

5. Сопоставляем данные первой и второй подколонок путем вычисления коэфкор.

6. По величине коэфкор делаем вывод о надежности или ненадежности диагностической методике. Коэфкор д.б. высокий.

Обычно при проверке теста на надежность используют два способа: 1) повторное или параллельное; 2) метод раздельного тестирования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...