Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.




Норма- одно из основных понятий ПД, это ключевой понятие в теоретической и практической ПД, а также одно из самых сложных понятий. Сложность выражается отсутствия единого понимания, присутствие противоречивых взглядов на соотношение нормы и отклонения. Почему это так? Сложность нормы имеет объективное основание. Норма - это развивающееся понятие. Существует несколько подходов к определению нормы:.

1. адаптационный подход. В рамках этого подхода норма трактуется в терминах приспособления или адаптации. Под нормальным состоянием понимается состояние приспособление или адаптацию человека к окружающей среде. Такое понимание нормы хорошо согласуется со здравым смыслом и имеет опору в обыденном сознании. Нормальное в рамках данного подхода отождествляется с адаптацией, то есть с соответствием свойств среды и свойствами организма. Критерий адаптации: отсутствие рассогласования свойств среды и организма, то есть состояние, обеспечивающее выживание. Недостатки данного подхода: неправомерность применения принципов естественного отбора к человеку. Так как человек адаптируется к окружающей среде не только при помощи изменения своих свойств, но и благодаря изменением свойств самой среды. Второй недостаток: нелепые следствия - психически больного человека мы вынуждены признать нормальным по факту его существования.

2. Второй подход: концепция культурного релятивизма (относительности). Строится на основе оценки поведения человека с точки зрения социальных норм, которые определяются на основании критерия, который отличает нормальное поведение от ненормального. Этот подход конкретизирует требования к поведения человека посредством определения границ социальной среды, к которой он принадлежит . То есть, нормальное поведении человека присущее одной среде, может быть ненормальным в другой. Недостаток подхода: человек принадлежит множеству социумов, и эти социумы предъявляют к нему неоднородные требования, в связи с чем возникают трудности.

3. родовая норма - оптимальное состояние связанное с обретением человеком его состояния всеобщей родовой сущности, отношений к другому, как к самоценности. Творческий характер трудовой деятельности, возможность самопроектирования будущего, внутренняя ответственность перед собой и другими людьми, прошлым и будущем поколениями. Критика этого подхода: высокий уровень абстракции признаков, определяющих норму. .

4. Статистический подход. Нормальное - широко распространенное, среднее. Статистическая норма задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей. СН строится на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации. СН определяет относительное положение индивида в некоторой группе,.она позволяет определить как он выглядел на фоне других. СН задается с помощью двух величин: среднее арифметическое (Х или М) и стандартного отклонения. Результат в границах Х+- сигма задает границы нормы. СН используется чаще всего, особенно в тестах. Недостаток статистической нормы: она позволяет обследуемый на фоне других, но она ничего не говорит о действительных возможностях человека при выполнении реальных задач. Второй недостаток: необычные психические проявления положительного характера СН рассматривает, как отклонения. Например, эйдетическая память , ее критерий: если человек может произвести 50 случайно названных имен, то это эйдетик.

5. Норма как отсутствие отклонений. Этот подход характеризуется отсутствием отклонений и выражается такой формой: «все, что не С(в,а,с) есть А. где С - отклонение, а,в,с, - признаки отклонения, А - норма.» Все, что не отклонение С, обладающее признаками а,в,с. - есть норма А. Этот подход предполагает установление нормы через исключение отклонений без раскрытия ее положительного характера. Так норма задается в ММPI. В нем есть шкалы ипохондрии, депрессии, паранойи и т.п. Психолог смотрит на клиента подозрительно J и проверяет его на отклонения.

6. Описательная характеристика нормы. Норма характеризуется через установление набора признаков, характеризующих психическое здоровье. Основанием для выделения этих признаков служат общечеловеческие ценности и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. Такая норма задается всемирной организацией здравоохранения. Некоторые признаки психического здоровья:

· причинность ………………..

· максимальная приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности

· соответствие реакции силе и частоте внешних раздражений

· критический подход к обстоятельствам жизни

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненной ситуации

· целостность психики

 

Недостатки этого подхода: 1. связан с отсутствием на практике в большинстве случаев полного набора признаков, характеризующих психическое здоровье.

 

    60. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога.

Подготовка психодиагностического заключения является 3-им, завершающим этапом диагностического исследования. На этом этапе происходит обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики и помнить, что заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. Псих. заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Содержание должно вытекать из целей диагностики. В содержание должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. Необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования.

 

Психодиагностика личности.

1. Объективный подход - подход, при котором диагностика осущ. на основе выявления и анализа успешности и особен. выполнения деят-ти. 2. Субъективный подход - диагностика осущ. на основе описания особен. личности, поведения и деят-ти в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. Инф-ция о личности может быть получена из 3 различных источников: "L" – инф-ция о личности получена путем регистрации реального поведения чел. в повседневной жизни. Они регистрируются с помощью методов психол. анализа документов, наблюдения, индивид. беседы и экспертных оценок. , "Q" - данные получают с помощью методов анкетирования, личностных опросников и тестирования (личностные тесты): Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) и "Т"- данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается соблюдением требований: 1) наложением опред. ограничений на возможности искажения тесто-вых оценок; 2) использованием различных объективных способов получения оценок по реакции испытуемого. Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться. Р.Б. Кэттелл и Ф.В. Варбуртон: 12 групп тестов, изучающих личность: 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков - к этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта. 3. Тесты на восприятие. 4. Опросники. 5. Мнения - к этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам. 6. Эстетические тесты - предпочтение музыкальных произведений, картин. 7. Проективные тесты Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно - неправильно). 8. Ситуационные тесты - они предполагают создание определенной социальной ситуации. 9. Игры 10. Физиологические тесты - к ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор. 11. Физические тесты. Размер грудной клетки, удельный вес. 12. Случайные наблюдения. Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты дейст-вия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. о есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения. Ситуационные тесты предполагают помещение испы-туемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...