Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем они видят причины наступающего глобального экологического кризиса?




Общие выводы:

Из данного текста видно, что и оптимисты, считающие современный экологический кризис преодолимым в процессе поступательного развития человечества, и пессимисты, оценивающие шансы выхода из создавшегося кризиса 50/50, приходят к двум общим выводам:

1) экологический кризис в виде возможной исчерпанности невозобновля-емых ресурсов биосферы Земли и загрязнения окружающей среды отходами растущего промышленного производства действительно имеет место быть;

2) причины данного кризиса связаны с особенностями развития западной техногенной цивилизации.

В связи с последним выводом надо отметить, что и современные отечест­венные ученые, и их зарубежные коллеги пытаются найти глубинные истоки современного экологического кризиса в особенностях развития западной культуры. Одним из самых интересных исторических исследований такого рода является работа «Исторические корни нашего экологического кризиса» американского социолога и философа Линна Уайта-мл.

Частные выводы:

СП. Капица (доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент РАЕН).

...Человечество находится в смятении. Мне хотелось бы понять, по­чему это происходит. Тогда, может быть, можно было бы ответить нате вопросы, которые были так остро поставлены Моисеевым.

Самое главное то, что мы переживаем переходный период — очень жесткий, очень стремительный. Этот период, с моей точки зрения, сравним с самим появлением разумного человека, которое произошло более миллиона лет назад, когда человек впервые овладел речью, огнем и вышел из животного племени. С тех пор в течение полутора миллионов лет человек развивался экстенсивно. Больше людей, больше вещей, больше детей, больше денег, больше оружия, больше пушек, больше всего, что только можно придумать.

Кстати, американцы с большим трудом выходят из этого положения. Их мышление крайне прагматично, оно ограничено коротким горизон­том видения, сам способ финансирования американской науки такой, что они никогда не поощряют такого рода глобальные исследования. Зачем нам это знать, поскольку это не влияет на то, что сейчас проис­ходит? - рассуждают они. Но, в конечном счете, они не могут ответить на вопросы, зачем нам вообще жить и куда идет караван человечества. Во все времена, во всех обществах люди должны были отвечать на этот вопрос, и Никита Николаевич дает свой ответ.

Л.А. Микешина (доктор философских наук, профессор, зав. кафед­рой философии МПГУ, председатель научно-методического совета по Философии Минобразования).

Сегодня мы вновь на таком этапе, утверждает академик Моисеев, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только Нового Просвещения, но и коренного поворота - принятия новой Явственности, нравственного императива — «то, что было допустимо в Р°Шлом, уже недопустимо сегодня». Это должна быть сформулировано наукой новая система запретов и регламентации, гарантирующих существование и развитие общества и Природы. Императив нравственный тесно увязывается академиком с императивом экологическим — значение этой идеи невозможно переоценить. Так ставится кантовская проблема практического сознания в книге Моисеева.

А.П. Огурцов (доктор философских наук, профессор, член редколле­гии журнала «Вопросы философии»).

То, что человечество вступило в весьма длительный период экологического кризиса, всем очевидно. Действительно, человечество стало геологообразующей, планетарной силой. Антропогенная нагрузка на биосферу превышает возможности восстановления ресурсов самой биосферы, возможности ее саморегуляции. Происходит деградация биосферы. Обычно истоки этого экологического кризиса усматривают в техногенной цивилизации, в самом факте ее существования.

Е.Д. Яхнин (доктор химических наук, профессор, председатель секции проблем эволюции МОПИ).

...Главное, к чему приходит Н.Н. Моисеев, в чем я и, полагаю, все, прочитавшие книгу, полностью солидарны с ним, главное - это грозящая человечеству планетарная катастрофа. Реальность этой угрозы следует понять и признать всем.

Не могу не заметить, что меня сильно смущает благодушное отно­шение к этой грозной ситуации, часто встречающееся среди многие уважаемых, высокообразованных людей. Они ссылаются на то, что человечество много раз попадало в критические ситуации, и каждый раз находило выход. Это действительно так. В книге, в частности, достаточно подробно описан первый экологический кризис, пере­житый человечеством, когда охотившиеся племена уничтожили стада мамонтов и других крупных животных. Жизненные ресурсы резко сократились, и человечество оказалось на грани вымирания. К счас­тью, был найден новый ресурс — земледелие, а затем и скотоводство. Человечество могло его и не найти. В истории человечества известны ситуации, когда хозяйственная деятельность приводила к деградации и гибели цивилизаций.

М.И. Гельвановский (директор Национального института развития отделения экономики Российской Академии наук, доктор экономичес­ких наук, член-корреспондент РАЕН).

Большая часть участников Форума пришла к согласию в том, что современное человечество, овладев естественными законами бытия, получив возможность в гигантских масштабах использовать природ­ные ресурсы, настолько отстало в морально-нравственном отношении, что стало просто неадекватно этим приобретенным возможностям. А Природа начинает наказывать человека за те безобразия, которые он творит на Земле. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпи­демии и другие тяжелые последствия безнравственной человеческой деятельности - пока лишь первые предупреждения. И дальнейшие следствия могут быть куда более страшными, если люди не одумаются и не изменят своего отношения к окружающей среде и к образу жизни в целом. И все это напрямую связывалось с отступлением от тех законов и поведений, которые были даны людям 2000 лет назад, поскольку именно христианская цивилизация лидировала в мире на протяжении всего этого периода (в 2000 лет) и именно традиционно христианские страны пришли к рубежу тысячелетий с масштабными проектами глобального переустройства мира, от которого содрогаются ученые, понимающие, к чему ведет это «переустройство».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...