Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 8. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА




Природа как предмет философского и научного познания

(Вопрос № 27 канд. экз.)

Природа как предмет философского и научного познания

ПРИРОДА - 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной;

2) в более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук. Понятие П - предельная абстракция, основными характеристиками к-рой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность.

3) наиболее употребитель - но толкование понятия П. как совокупности естественных условий существования человеч. общества. В этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. В совр. обществе инструментом такого регулирования выступает наука — главное орудие интенсивности производства и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё более последовательно ориентируется и человеческая деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к П.— отношение глобального управления, к-рое охватывает как процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на П. и необходимость её сохранения и воспроизводства.

 

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 554–563, 588–620.

Как в различных парадигмах социального знания определялось понятие природы и решался вопрос о взаимосвязи природы и общества?

Проблема взаимосвязи природы и общества является в современную эпоху одной из самых обсуждаемых проблем философии. Безусловно, в первую очередь, повышенное внимание философов, представителей соци­ально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин к данной проблеме объясняется тем широкомасштабным экологическим кризисом, который переживает современное человечество. Тем не менее, следует отметить, что данная проблема отнюдь не была чужда социальной мысли прошлого.

Уже на ранних этапах развития общества в системе мифологического мышления тема взаимосвязи природы и общества была приоритетной. При этом такие особенности мифологического мышления как анимизм, тотемизм и магия указывают на то, что в мифологическом мышлении общество еще не отделялось от природы. Природные процессы рассматривались как незави­симые от человека одушевленные силы, которые по своему произволу могли благоприятно, или неблагоприятно относиться к деятельности человека. Пер­вобытные коллективы людей вели свою родословную от животных. Одним из важнейших способов влияния человека на силы природы являлась магия, свидетельствующая о том, что эти стихийные силы человек рассматривал как антропоморфные, которые можно убедить с помощью заклинаний и маги­ческих процедур действовать в благоприятном для него направлении. Ми­фологическое понимание взаимосвязи природы и человека свидетельствует как о практически полной зависимости общества от постоянно меняющихся естественно-природных условий его жизни, так и о полной зависимости отдельного индивида от родовой жизни первобытного коллектива.

Само появление философии свидетельствует о резких изменениях в процессе взаимосвязи общества и окружающей человека природной среды. Представления о постоянных законах, управляющих природными стихиями, которые необходимо знать, чтобы выстраивать жизнь общества в соответс­твии с этими законами, подтверждают, что человек научился управлять не­которыми стихийными процессами природы для того, чтобы гарантировать, несмотря на изменчивость природных процессов, свое существование в будущем. Эти представления, несмотря на принципиальные отличительные характеристики, свойственны и восточной и западной философии. Законосо­образность и закономерность природных и социальных процессов, которые утверждаются уже на ранних этапах развития философской мысли, харак­терны для достаточно развитых цивилизаций, где уже не только общество приобретает относительную автономию в своей взаимосвязи с природой, но и личность приобретает относительную автономию в своих взаимоотно­шениях с обществом.

Каковы социально-исторические и идейные источники этого кризиса?

1. Хотя кризисы в процессе взаимодействия общества и биосферы Земли происходили на протяжении всей истории человечества, но лишь в наше время они приобрели глобальный и крайне опасный для последующего развития человечества характер.

2. Основные причины современного экологического кризиса заключа­ются в том, что по сравнению с предыдущими историческими эпохами, в результате технического прогресса мощь современного человечества необы­чайно возросла. Техномасса превышает биомассу в сотни раз. Следовательно, необычайно возросло и воздействие общества на окружающую природную среду. Однако вследствие социального эгоизма, присущего этому обществу, данная мощь превращается в слепую стихийную силу, грозящую настолько изменить условия окружающей природной среды - атмосферу и биосферу Земли, - что в этой измененной экологической среде не окажется места для  существования человека.

3. Причиной социального эгоизма является, прежде всего, социально-экономическая система современного глобализирующегося общества, в котором прибыль и рост капитала играют доминирующую роль.

4. Выход из современного экологического кризиса предполагает борьбу за общественные интересы, которые не сводятся к интересам только ныне жи­вущих поколений людей, отдельных военно-экономических группировок, от­дельных стран, определенных социальных групп и отдельных индивидов.

5. Определение высших социальных интересов предполагает ликвидацию вопиющего неравенства в социально-экономических отношениях, которое буквально пронизывает все современное человечество, и формирование демократического контроля над стихийно осуществляющимся до сих пор процессом его технологического и экономического развития.

6. Целью дальнейшего развития человечества является его превращение в социальное целое, разумно регулирующее свое взаимодействие с окружа­ющей средой. Это разумное регулирование позволит исключить в будущем экологические кризисы, подобные современному.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...