Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему проблема техники тесно взаимосвязана с проблемой взаимодействия общества и природы?




Техника всюду наблюдается как результат встречи человеческого духа с природой. Человеческий дух осмысливает природу и формирует или изменяет ее согласно своим намерениям  и целям.

Здесь решающим является то, что человеческое сознание, опираясь на созданную им технику, ведет себя по отношению к природе не только познавательно-примирительно, но и активно-преобразующе. Познание природы и ее законов, и в особенности научно-методологическое поземе, является условием, без которого техника невозможна. Но одно оно еще не составляет техники. Только применение познанных законов природы в целенаправленном изменении действительности основывает технику. Высвеченное выше широкое поле явлений технического не 4 3воляет нам истолковывать понятие «природа» в узком смысле. Под природой» следует понимать здесь не только непосредственно данную нашему сознанию действительность («природу» в узком смысле), но всю реальность, как она существует сама по себе, предшествующую всяким изменениям, производимым человеческой деятельностью (природа в широком смысле). В этом последнем смысле можно говорить и о «природе» самого человеческого духа: под этим подразумевается то свойство духа, которое предшествует и лежит в основе любого свободного акта его деятельности (к «природе духа» относится, например, способность познания и свободной воли). Ибо потенциальная способность или предрасположение к познанию и свободе являются не продуктом, а предпосылкой и основой всякого познания и всякой свободной деятельности. Следовательно, здесь подразумевается не природа в узком смысле, природа в противоположность духу, но природа в широком смысле, включающая в себя как раз также и природу самого духа. Именно она и противоположна лишь свободному продукту духа, то есть «культуре».

.Непосредственная же цель техники, наоборот, не служить, а пользоваться (хотя и сама техника опосредствованно также может быть поставлена на службу истине или добру). Техника стремится господствовать над природой и сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей. Целью и определяющим смыслом встречи духа с природой является здесь формирование природы не обязательно лишь для выражения истины, но для преобразования, с тем чтобы можно было ее использовать и распоряжаться ею. Техника стремится таким путем включать и «вживлять» природу в человеческую жизнь, как бы интегрировать природные вещества и силы в человека. Если мерой искусства является истина, то мерой техники является польза и полезность. Причем целью здесь не является лишь физическая и материальная польза, но также, как это вытекает из сказанного прежде, в первую очередь духовная, предполагающая главным образом самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, то есть самопознание человека во всем величии его господства.

Чем отличается подход к природе со стороны искусства и техники?

До начала Нового времени, как уже говорилось, господствовало представление о технике, в котором искусство и техника еще четко не различались, и потому использование техники еще не достигло той степени методической рефлексии, при которой природа опредмечивается и превращается в инструмент господства. И только определенное эмпирическое, основанное на наблюдении знание природы и ее поведения И искусственно созданных инструментов было основой суждения о том являются ли, и в какой степени, те или иные природные образования тем, что человек может формировать согласно своим целям.

Когда возникла современная техника и почему?

С началом Нового времени - в первую очередь под воздействием воззрений Гоббса и Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница и других—начали разлагать явления природы на их физически-пространственные элементы и элементарные функции и интерпретировать поведение природы как результат пространственно-геометрического отношения положений ее элементов. С помощью такого сведения явлений и событий природы к геометрии и математике оказалось возможным предварительно смоделировать, какие могут появляться функции и формы отношений, если пространственные элементарные частицы перевести в другие ситуационные отношения и затем вновь свести воедино. И следовательно, могли бы быть сконструированы объекты, поведение которых математически точно соответствовало бы человеческой цели.

Какова сущность техники?

Человек «обладает» техникой, техника же по своей сущности есть нечто, чем располагает человек, нечто уже имеющееся у человека, его «habitus». Это имеет троякий смысл. 1) Техника-это возникающая из сущности человеческого духа и восходящая к нему (и постольку врожденная) способность господствовать над природой и пользоваться ею. В этом смысле человек обладает техникой уже «от природы». 2) Техника есть приобретенные через применение этой заданной способности сноровка и умение (добродетель в первоначальном смысле этого слова) господствовать над природой. В этом смысле человек обладает техникой только через свободные усилия, направленные на учение и практические действия. Техника, таким образом, проявляется как активная способность и сила, свойственная не столько отдельно взятому человеку, но ему как общественному, социальному существу, а в конечном счете, собственно, человечеству в целом. При этом едва ли приходится спорить о том, что человечество в своей истории приобретало все больше техники и все больше способностей к господству над миром.

 

Ц. Г. Арзаканян, В.Г. Горохов // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 566-569.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...