Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы и закономерности менеджмента. Общие законы менеджмента и их характеристика




 

Закон и закономерности управления экономикой являются объективной экономической категорией. Они определяют форму структуру, процесс управления. В науке под законом понимаются отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений. Законы, таким образом, отражают сущность определенной совокупности явлений.

Понятие закон и закономерность можно соотнести как общее и частное. Закон отражает более общее понятие, закономерность – это проявление Закона, его часть, его сторона. Говоря о закономерностях, обычно имеют ввиду предварительный этап обнаружения закона, т.е. в начале надо найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств в явлениях или их связях, а затем уже выявляется и объясняется закон как сущность, обобщенное понятие этих закономерностей. Например, в современном менеджменте большую значимость имеет закон времени (экономия времени). В качестве экономии здесь может рассматриваться экономия расчетного времени в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортно-складских, финансовых и других операциях. Таким образом, закономерности науки управления это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством.

К общим законам менеджмента (управления) относятся:

1. Закон специализации управления.

2. Закон интеграции управления.

3. Закон необходимой и достаточной централизации управления.

4. Закон демократизации управления.

5. Закон времени (экономии времени).

Рассмотрим эти законы.

1. Закон специализации управления. Сущность этого закона состоит в том, что управление на предприятии, фирме, как правило, осуществляется значительным персоналом работников (управленцев, руководителей) и зависит от величины предприятия.

Виды выполняемых ими работ включают:

- Функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль)

- Средства труда (информационные и технические функции управления, исследовательские и статистические методы)

- Трудоемкость выполнения функций (руководители отделов, подчиненные)

- Различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность).

На современном этапе, на предприятии, фирме ввиду того, что управление является очень сложным делом, функции управления не может выполнять один человек, даже если он хороший специалист. Поэтому часто на крупных предприятиях высшее руководство состоит из рабочих групп (Совет директоров), состоящих из равных членов управления, но с различными функциями.

2. Закон интеграции управления. Необходимость интеграции определяется потребностью самого производства и управления.

Интеграция – объединение разрозненных специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

В управлении интеграция проявляется через компоненты:

- Она объединяет людей в процессе трудовой деятельности

- Координацию работы в процессе работы структурных подразделений (планирование, функционирование, контроль и т.д.)

- Информационное обеспечение.

К факторам, определяющим интеграцию в менеджменте, относятся также социально-психологические и социально-экономические компоненты, такие как: микроклимат в коллективе, сложившаяся культура поведения, инфраструктура управления.

В практике управления интеграции отводится большая роль. Так как при плохой интеграции инфраструктуры снижается управление предприятием. И если дезинтеграция начинается и быстро развивается, то это может привести к прекращению деятельности фирмы.

3. Закон необходимости и достаточной централизации. Этот закон еще можно рассматривать как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, т.е. закон предполагает, с одной стороны проведение определенной лини  управления по вертикали (сверху вниз), с другой – он предусматривает необходимость передачи отдельных функций управления на более низкий уровень.

Объективно система управления имеет централизованную форму. Мозговой центр менеджмента представлен, как правило, административным советом, генеральным директором (директорами), президентом фирм.

Организация, в которой руководство высшего звена оставляет за собой право большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, называется централизованным.

Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления централизации, позволяют улучшить контроль и координацию специализированных управленческих служб, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями, обеспечивает целостность, порядок, согласованность действий, дает возможность более экономично использовать опыт, человеческие и материальные ресурсы.

Децентрализация облегчает процесс управления большой фирмой за счет передачи полномочий на средний и низший уровень, стимулирует инициативу и позволяет принимать решение тому руководителю, который непосредственно занимается этим вопросом, быстрому продвижению и росту вместе с фирмой молодых специалистов.  В последнее время в развитых странах идет попытка перестройки, от централизации к децентрализации управленческих структур.

4.Закон демократизации управления. Этот Закон основан на попытке, что управление будет только в том случае эффективным, если оно будет соответствовать интересам людей, т.е. демократическим (греческое слово «демос» - люди).

Демократизация управления включает широкий круг вопросов: привлечение большого числа людей (трудящихся) к управлению, посредствам передачи или части собственности (в виде акций или других ценных бумаг), использование закона децентрализации задач управления. Децентрализация строится на взаимоотношении руководителя и подчиненных, когда действия руководителя вызывают положительную ответную реакцию. Во многих странах в системе управления заложен блок демократии по совершенствованию управления людьми.

5. Закон времени (экономии времени). Это закон управления временем. Этот закон рассматривает время как экономическую категорию, ценность которой определяют все стороны деятельности компании (скорость производства, быстроту оборота капитала, реакцию на изменения условий). В условиях рынка закон управления временем предполагает определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, раньше других перейти к выпуску новой продукции, успеть для этого перестроить управленческие структуры, найти новые рынки.

Этот закон имеет глобальный характер. С ним связана успешность деятельности не только отдельных предприятий, компаний, но и стран, по завоеванию рынков сбыта. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...