Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 1. Введение в менеджмент




Кафедра экономики и менеджмента

                                           

Теоретические основы

Менеджмента

Конспект лекций

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальности 1-26 02 02 «Менеджмент»

                                   

 Витебск, 2007

 

Печатается по решению научно-методического совета Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

 

ББК 65.052.21я73

Автор: доц. Стаценко А.Г.

 

Рецензент: Бекиш Е.И.

 

Теоретические основы менеджмента. Конспект лекций для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1-26 02 02«Менеджмент». – Витебск: ВФ УО ФПБ «МИТСО», 2007. – 144с.

Конспект лекций по курсу «Теоретические основы менеджмента» для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» включает лекции согласно учебно-тематического плана по изучаемой дисциплине. С целью закрепления прочитанного после каждой темы приводятся вопросы для самопроверки, а также список литературных источников.

© Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов

Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Лекция 1. Введение в менеджмент 5
Лекция 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли 11
Лекция 3. Организация как объект управления. Целепостановка в управленческой деятельности 22
Лекция 4. Общее понятие функций управления и их классификация 27
Лекция 5. Регламентация функций управления в должностных инструкциях 37
Лекция 6. Понятие и сущность организационно-управленческих структур. Принципы построения организационно-управленческих структур, классификация структур 39
Лекция 7. Механистические, органические и новые структуры управления 50
Лекция 8. Сущность, классификация методов управления 56
Лекция 9. Разновидности методов управления и их характеристика 64
Лекция 10. Сущность и типология управленческих решений. Коммуникации и информация 72
Лекция 11. Технология подготовки и выбора решений. Организация контроля и исполнение принятых решений 79
Лекция 12. Особенности организационных структур управления на современном этапе 85
Лекция 13. Технические средства управления и АСУ 89
Лекция 14. Организация управления государственными предприятиями и предприятиями предпринимательской деятельности 95
Лекция 15. Организация управления акционерными обществами 103
Лекция 16. Управленческий труд и менеджеры 109
Лекция 17. Разработка и проведение кадровой политики на предприятии 116
Лекция 18. Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование. Стиль и методы работы руководителей 124
Лекция 19. Эффективность менеджмента. Экономические методы управления 129
Лекция 20. Ценовая политика фирмы. Цены и механизм ценообразования 134
Список используемых источников 141

Введение

Рыночная экономика выдвигает в ряд первостепенных задач развития предприятия кардинальное улучшение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров, получение новых знаний и приобретение практических навыков делового предпринимательства. В новых хозяйственных условиях руководитель и специалист любого уровня должны обладать достаточной эрудицией по организации управления производством, в короткие сроки внедрить эффективные процессы в управленческую деятельность, направленной на значительное снижение затрат ресурсов, повышения качества продукции и услуг, а также находить новые управленческие решения в достижении эффективного и конкурентоспособного конечного результата деятельности на управленческом объекте.

Постоянно усложняющаяся ситуация на рынках и предприятиях сегодня не позволяет принимать безошибочные управленческие решения без глубокого знания принципов эффективного функционирования управления организацией без знания теоретических и практических проблем. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Ответ на эти вопросы и приобретение необходимых знаний содержится в науке менеджмент.

Дисциплина «Теоретические основы менеджмента» имеет исключительно важное значение при подготовке менеджеров с разносторонним уровнем знаний по осуществлению деятельности, в том числе и производственной.

Основная цель дисциплины «Теоретические основы менеджмента» - дать основополагающее представление и знания по основам современного менеджмента, его наиболее важным вопросам организации и умения осуществлять управленческую деятельность в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки.

Изучив дисциплину «Теоретические основы менеджмента» студент должен иметь достаточный объем знаний чтобы:

- освоить главные направления теоретических основ менеджмента в условиях рыночной экономики, в соответствии с объективными требованиями производства и потребителей, прогнозировать и осуществлять управленческую деятельность организацией; 

- научиться эффективно анализировать, создавать и направлять действия управленческих форм хозяйствования различных структурных подразделений организаций, в умелой и целеустремленной управленческой работе для получения максимально возможного эффективного результата;

- приобрести практические навыки в осуществлении управленческой деятельности, умении добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы и интересы людей;

- владеть принципами, Законами и закономерностями менеджмента и применять разные методы управления для достижения поставленных целей;

- уметь анализировать, прогнозировать и применять основные функции управления, как государственными предприятиями, так и предприятиями предпринимательской деятельности, и на основании глубокого анализа принимать и осуществлять, экономически оценивать выполнение принятых управленческих решений;

- постоянно совершенствовать управленческий труд с учетом применения передовых приемов разнообразных стилей и методов работы руководителей всех уровней, эффективно используя для этого передовые информации, необходимые коммуникации и технические средства управления, в т.ч. компьютеры и соответствующие программы в менеджменте;

- уметь экономически оценивать эффективность менеджмента и применять экономические методы по управлению деятельностью подчиненных при достижении целей организации.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности «Менеджмент» по дисциплине «Теоретические основы менеджмента» студенты должны изучить такие общепрофессиональные специальные предметы, как «Производственный менеджмент», «Экономика предприятия», «Предпринимательский менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Менеджмент качества», «Основы маркетинга», «Управление персоналом», «Охрана труда» и др. и выработать у себя специальное сознание и полноценную ответственность за эффективное применение управленческого труда на всех его уровнях.

лекция 1. Введение в менеджмент

 

Вопросы:

1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управление

2. Предмет, метод и задачи науки управления

3. Системный и ситуационный подходы в управлении организацией

4. Уровни управления, их характеристика

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...