Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список используемых источников




1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ О.С. Виханский, А.И. Наумов; под ред. А.И.Наумова. - Москва: «Гардарика», 1998. - 288 с.

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. / И.Н. Герчикова -Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.–95-110с.

3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб.пособие / Н.И. Кабушкин - Минск:  «Новое издание», 2000. - 336 с.

4. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие / Р.С. Седегова [и др.]; под ред. Седегова Р.С. - Минск.: Выш.шк., 1995. - 5-15, 19-26, 35-59 с.

5. Фатхутдинов,  Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхудинов, 2-е изд. — Момква: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез”, 1997. — 352 с.

 

Лекция 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли

 

Вопросы:

1. Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия.

2. Законы и закономерности менеджмента. Общие законы менеджмента и их характеристика.

3. Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.

4. Менеджмент 60-х годов ХХ столетия. Количественный, системный и ситуационный подходы.

 

 

Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия

 

Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте. Они, как правило, отражают существующие черты экономической системы, в рамках которой действуют.

Так, в социалистической экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности на средства производства ведущими (основными) принципами были: плановость хозяйства, единство политики и экономики, демократический централизм, подчиненность индивидуальных интересов общим, использование экономических, моральных и социальных мер поощрения НОТ и т.д.

Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих принципах:

- экономическое самоопределение личности, т.е. право каждого свободно распоряжаться своим наработанным потенциалом;

- право быть собственников всех видов имущества, принадлежащем индивидууму;

- экономическая свобода товаропроизводителя, широкой сети мер социальной защищенности.

Принципы менеджмента делятся на три группы:

1. Общие и структурно-функциональные принципы управления производством.

2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми).

3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера- руководителя.

В числе принципов первой группы можно назвать: прибыльность, маркетинговый менеджмент, структуры управления (линейная, функциональная) плановости, научной организации труда, компьютеризации. Плановость в рыночной экономике основывается на экономической свободе товаропроизводителя и экономическом самоопределении личности. Принципы наученной организации труда, инноваций и структурных изменений основываются на законе рыночной конкуренции.

Вторая группа принципов связана с отношениями между руководителями различных рангов и членами производственных коллективов организации. Ориентация на человека является основой менеджмента. Стратегия взаимоотношений под общим понятием человеческого фактора (человеческих отношений) включает:

- партнерство между руководителем (менеджером) и руководимым им коллективом;

- целевая установка на создание менеджером лучших условий труда;

- делегирование полномочий (децентрализация управления);

- отказ от привилегий;

- расширение сфер общения с подчиненными;

- экономические, моральные, социальные поощрения.

Партнерство – замену жестких отношений подчиненности отношениями доверия.

Делегирование (децентрализация) – передача прав подчиненным самостоятельно принимать решения на более низком уровне подчиненности.

Лучшие условия – создание хорошего микроклимата, сохранять социальные, моральные и культурные ценности на предприятии.

Моральные принципы лежат в основе повышения производительности труда.

Третья группа принципов связана с формированием личности и имеет большую социально-педагогическую значимость. Это базисная группа принципов в плане функционирования первых двух. Обеспечить выполнение первых двух групп принципов невозможно без хорошо подготовленного, обладающего соответствующими качествами руководителя. А поэтому принцип подготовки кадров в менеджменте имеет первостепенное значение.

Принципы 20-х годов ХХ столетия.

В Европейском направлении школ научного менеджмента, относящихся к III периоду развития науки управления – менеджмента, самой яркой фигурой, разработчиком школой научного менеджмента А.Файл в 20-х годах ХХ века. Он разработал 14 принципов менеджмента, за что американцы называют его отцом менеджмента:

1. Разделение труда – этот принцип позволяет уменьшить число объектов, на которых концентрируется внимание каждого участка управленческого процесса, сконцентрировать внимание каждого на наиболее важных объектах управления.

2. Власть и ответственность – они взаимосвязаны. Власть это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения. Но нет власти без ответственности. Боязнь ответственности парализует власть.

3. Дисциплина – это, прежде всего, повиновение.

4. Единство распоряжения – при любом роде деятельности работник должен получать приказ только от одного вышестоящего лица.

5. Единство дирекции – единый глава и единый план работы.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интересы одного или группы работников не должны быть выше всего концерна.

7. Вознаграждение персонала – это цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение, как работнику, так и нанимателю.

8. Централизация – в любом организме должен быть мозг или управляющий центр.

9. Скалярная цель – это цель подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими.

10. Порядок – должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте.

11. Справедливость – руководитель должен вселить дух справедливости на всех уровнях управленческой цепи. Лишь в этом случае персонал будет заинтересован в выполнении своих обязанностей со всей отдачей и преданностью.

12. Стабильность пребывания персонала в должности- это требует, чтобы работник имел время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне.

13. Инициатива – продумать план действий и приложить все силы к его выполнению. Это является источником глубокого удовлетворения интеллигентного человека.

14. Корпоративный дух – гармония между членами персонала в коллективе составляет огромную силу концерна.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...