Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список используемых источников
1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ О.С. Виханский, А.И. Наумов; под ред. А.И.Наумова. - Москва: «Гардарика», 1998. - 288 с. 2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. / И.Н. Герчикова -Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.–95-110с. 3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб.пособие / Н.И. Кабушкин - Минск: «Новое издание», 2000. - 336 с. 4. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие / Р.С. Седегова [и др.]; под ред. Седегова Р.С. - Минск.: Выш.шк., 1995. - 5-15, 19-26, 35-59 с. 5. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхудинов, 2-е изд. — Момква: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез”, 1997. — 352 с.
Лекция 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли
Вопросы: 1. Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия. 2. Законы и закономерности менеджмента. Общие законы менеджмента и их характеристика. 3. Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли. 4. Менеджмент 60-х годов ХХ столетия. Количественный, системный и ситуационный подходы.
Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия
Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте. Они, как правило, отражают существующие черты экономической системы, в рамках которой действуют. Так, в социалистической экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности на средства производства ведущими (основными) принципами были: плановость хозяйства, единство политики и экономики, демократический централизм, подчиненность индивидуальных интересов общим, использование экономических, моральных и социальных мер поощрения НОТ и т.д. Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих принципах: - экономическое самоопределение личности, т.е. право каждого свободно распоряжаться своим наработанным потенциалом; - право быть собственников всех видов имущества, принадлежащем индивидууму; - экономическая свобода товаропроизводителя, широкой сети мер социальной защищенности. Принципы менеджмента делятся на три группы: 1. Общие и структурно-функциональные принципы управления производством. 2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми). 3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера- руководителя. В числе принципов первой группы можно назвать: прибыльность, маркетинговый менеджмент, структуры управления (линейная, функциональная) плановости, научной организации труда, компьютеризации. Плановость в рыночной экономике основывается на экономической свободе товаропроизводителя и экономическом самоопределении личности. Принципы наученной организации труда, инноваций и структурных изменений основываются на законе рыночной конкуренции. Вторая группа принципов связана с отношениями между руководителями различных рангов и членами производственных коллективов организации. Ориентация на человека является основой менеджмента. Стратегия взаимоотношений под общим понятием человеческого фактора (человеческих отношений) включает: - партнерство между руководителем (менеджером) и руководимым им коллективом; - целевая установка на создание менеджером лучших условий труда; - делегирование полномочий (децентрализация управления); - отказ от привилегий; - расширение сфер общения с подчиненными; - экономические, моральные, социальные поощрения. Партнерство – замену жестких отношений подчиненности отношениями доверия. Делегирование (децентрализация) – передача прав подчиненным самостоятельно принимать решения на более низком уровне подчиненности. Лучшие условия – создание хорошего микроклимата, сохранять социальные, моральные и культурные ценности на предприятии. Моральные принципы лежат в основе повышения производительности труда. Третья группа принципов связана с формированием личности и имеет большую социально-педагогическую значимость. Это базисная группа принципов в плане функционирования первых двух. Обеспечить выполнение первых двух групп принципов невозможно без хорошо подготовленного, обладающего соответствующими качествами руководителя. А поэтому принцип подготовки кадров в менеджменте имеет первостепенное значение. Принципы 20-х годов ХХ столетия. В Европейском направлении школ научного менеджмента, относящихся к III периоду развития науки управления – менеджмента, самой яркой фигурой, разработчиком школой научного менеджмента А.Файл в 20-х годах ХХ века. Он разработал 14 принципов менеджмента, за что американцы называют его отцом менеджмента: 1. Разделение труда – этот принцип позволяет уменьшить число объектов, на которых концентрируется внимание каждого участка управленческого процесса, сконцентрировать внимание каждого на наиболее важных объектах управления. 2. Власть и ответственность – они взаимосвязаны. Власть это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения. Но нет власти без ответственности. Боязнь ответственности парализует власть. 3. Дисциплина – это, прежде всего, повиновение. 4. Единство распоряжения – при любом роде деятельности работник должен получать приказ только от одного вышестоящего лица. 5. Единство дирекции – единый глава и единый план работы. 6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интересы одного или группы работников не должны быть выше всего концерна. 7. Вознаграждение персонала – это цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение, как работнику, так и нанимателю. 8. Централизация – в любом организме должен быть мозг или управляющий центр. 9. Скалярная цель – это цель подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими. 10. Порядок – должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте. 11. Справедливость – руководитель должен вселить дух справедливости на всех уровнях управленческой цепи. Лишь в этом случае персонал будет заинтересован в выполнении своих обязанностей со всей отдачей и преданностью. 12. Стабильность пребывания персонала в должности- это требует, чтобы работник имел время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне. 13. Инициатива – продумать план действий и приложить все силы к его выполнению. Это является источником глубокого удовлетворения интеллигентного человека. 14. Корпоративный дух – гармония между членами персонала в коллективе составляет огромную силу концерна.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |