Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, методы и задачи науки управления




 

Управление как предмет науки предполагает упорядочение всех элементов и уровней в системе управления. А управление экономикой рассматривается как социально-экономическая система. Система, как известно, предполагает наличия субъекта (управляющая система) и объекта (управляемая система). В этом случае субъектом управления являются менеджеры, объектом – производство и работающие на нем люди.

В содержание управления как науки входит характеристика обоих элементов (объекат и субъекта), системы связей между ними, т.е. характеристика самого механизма управления. Под механизмом понимается внутреннее устройство, его еще называют хозяйственным механизмом управления. Хозяйственный механизм включает экономический и организационный механизмы управления. Экономический – основывается на системе экономических законов и принципов управления, а также экономических методов управления, таких как цены, финансы прибыль, фонды, собственность, ресурсы, маркетинг. Организационный механизм управления – структура управления, кадры управления, управленческие решения, техника и технология управления, научная организация управления, правовые основы, факторы эффективности управления.

Для организации управления используются методы. Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы управления подразделяются по направлению, содержанию, организационной форме.

Направленность предусматривает ориентирование управления на систему (объект) и на управление фирмой, отделом, компанией.

Содержание – специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию прямо или косвенно (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Функциональным методом научного управления является научный метод. Он состоит из этапов: наблюдение, формирование гипотезы, верификация.

а) Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме управления ситуацией. К примеру, если рассматривать зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, то руководитель должен оценить, как изменяется уровень запасов от спроса.

 

 

Рис. 1.1. - Научный метод управления

 

б) Формирование гипотезы. Формируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы – варианты действий, их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель – установление взаимосвязи между компонентами проблемы.

в) Верификация – подтверждение достоверности. Исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения. Если они не подтверждаются, то процесс начинается сначала. Если подтверждения наблюдений достоверны, то происходит решение намеченных управлением действий.

Применяя научный метод в управлении необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей.

Методы управления в менеджменте определяются поставленными задачами на предприятии. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее установленные сроки.

Процесс постановки задач одновременно осуществляется на всех уровнях управления при обязательном их согласовании в виде логической последовательности: действия руководителя фирмы à поведение работников à производственная деятельность коллектива à результативность работы фирмы.

На каждом из уровней ставятся свои задачи по выполнению заданий и распоряжений вышестоящих органов, соблюдения законов и постановлений, распоряжений и приказов руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Помимо этих задач ставятся задачи производственно-экономической, технологической и социальной деятельности предприятия. Эти задачи доводятся до персонала в виде организационно-распорядительных заданий, включающих в себя условия, обеспечивающие выполнения поставленных задач, виды и типы воздействия на исполнителей, адресность, определение критерия выполнения, установление ответственности и контроль за выполнением, стимулирование выполнения и получение по всем этим направлениям необходимой информации.

 

 

Системный и ситуационный подходы в управлении

Организацией

 

Центральным моментом системно-ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Система– это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Машины, компьютеры, телевизоры – все это компоненты системы. Поскольку люди также входят в организации, которые используют машины, технологии, ресурсы для работы, они называются социотехническими системами. Управляя организациями как системами, менеджер в зависимости от возникших ситуаций принимает определенные решения.

Системно-ситуационный подход дал возможность прямо приложить науку к конкретным условиям и ситуациям. Центральным фактором подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации.

Системно-ситуационный подход не отрицает правильности теоретических концепций управления с момента их возникновения и до настоящего времени системно-ситуационный подход следует рассматривать как способ мышления об организационных противоречиях и их устранении. Он не отрицает концепции процесса управления, характерной для всех организаций, но утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, которые использует руководитель для достижения эффективности цели организации, могут быть абсолютно разными. Таким образом, системно-ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания отдельных приемов.

Методология системно-ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, менеджер, используя в управлении системно-ситуационные подходы, должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...