Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11.Трудовые споры: порядок их рассмотрения и разрешения




Условия возникновения споров - это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или косвенно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателями.

Причины возникновения трудовых споров- это те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и работодателем. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это нарушения тех или иных прав работника или его обязанностей перед работодателем (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).

Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре. Например, незнание конкретным работодателем трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ними индивидуального трудового спора.

Говоря о причинах возникновения трудовых споров, можно выделить как объективные, так и субъективные причины.

К объективным причинамотносятся:

- политическая нестабильность в стране;

- неудовлетворенность организацией и оплатой труда;

- запущенность социально-бытовой сферы;

-отсутствие механизма принуждения для исполнения существующих законов.

Субъективные причиныопределяются недостатками и ошибками в деятельности субъектов, управляющих производством и трудом (правительства, руководства отрасли, работодателя), наиболее характерными из которых являются:

- неверный выбор средств и методов управления;

- незнание основ трудового законодательства и деловых обыкновений по его применению (например, формирование трудовых отношений в негосударственных структурах).

При наличии указанных противоречий возможно наступление конфликта между работодателем и работником.

Трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права, возникающие по поводу применения правовых актов о труде, установления либо изменения условий труда, разрешаемые в установленных законом процессуальных формах.

Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельным работником и работодателем, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом и работодателем. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не урегулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора.

И, наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Для их разрешения законом установлен соответствующий порядок, т. е. определены формы (процедура) и сроки подачи заявлений (исков), их рассмотрения, принятия по ним решений и их исполнения.

Трудовые споры различаются по своему субъектному составу, характеру разногласий и порядку рассмотрения, соответственно по этим основаниям они могут быть классифицированы.

По субъектному составу все споры в области трудовых отношений делятся на индивидуальные и коллективные.

Субъектом индивидуального спора, противостоящим работодателю, является персонально определенный работник, заявляющий требование о восстановлении или признании своих прав. Возникают эти споры по поводу применения нормативных актов, договоров, регулирующих отношения работника с конкретным работодателем.

Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящих работодателю или органам управления, является трудовой коллектив одной, двух и более организаций, коллектив подразделения организации, профсоюз либо иной уполномоченный представительный орган, заявляющий требование об установлении или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, заключении и надлежащем исполнении коллективных договоров и соглашений. Возникают эти споры как по поводу принятия (заключения) правовых актов, договоров и соглашений, так и по поводу их исполнения и применения в отношении коллектива работников организации и профессиональных групп работников.

По характеру разногласий трудовые споры можно разделить на исковые и неисковые.

К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров о труде. В ходе их разрешения работник добивается (предъявляет иск) восстановления или признания за ним конкретного права. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Подавляющее большинство трудовых прав, предоставляемых работникам как субъектам индивидуальных трудовых правоотношений, имеют персональный характер, поэтому и защита их осуществляется в индивидуальном порядке.

К спорам неискового характера относятся разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективные трудовые споры имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особых процессуальных формах.

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, а в случаях, предусмотренных законом, - и вышестоящими органами. Поэтому с точки зрения подведомственности данных споров можно выделить три вида их разбирательства.

По порядку рассмотрения трудовые споры подразделяются на спо­ры, рассматриваемые:

- общим порядком, который характеризуется последовательным рассмотрением спора в комиссии по трудовым спорам (далее - КТС) и суде. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров регулируется трудовым законодательством, то есть они рассматриваются КТС и судами (ст. 382 ТК РФ);

- судебным порядком, при котором рассмотрение определенной категории трудовых споров начинается непосредственно в суде, минуя КТС (ст. 391 ТК РФ);

- особым порядком, при котором отдельные категории трудовых споров либо трудовые споры работников определенной категории разрешаются в рамках специальных процессуальных, форм, установленных действующим законодательством. Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями, с участием посредника, трудовыми арбитражами. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров регулируется гл. 62 ТК РФ. Трудовое законодательство обеспечивает защиту прав работников и работодателей как с помощью суда, так и особых (досудебных) органов, создавае­мых исключительно с целью разрешения трудовых споров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...