Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика учебного предмета




Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология». Программа направлена на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования, федеральным государственным образовательным стандартам начального образования обучающихся с ОВЗ и направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования слабовидящих детей.

Теоретической основой данной программы являются системно-деятельностный подход и теория развития личности учащегося на основе освоения УУД: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она направлена на изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

Учебный предмет имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии помогает учащимся овладевать приемами и способами предметной и пространственной ориентировки, является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

В результате изучения учебного предмета «Технология (труд)» у слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний. У них будет формироваться положительное отношение к труду и его значению в жизни человека. Слабовидящие обучающиеся приобретут первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; об опыте как основе обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности.

У обучающихся будут развиваться трудовые умения, профессиональные интересы, способности и компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми навыками. Слабовидящие обучающиеся приобретут навыки самообслуживания, овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоят правила техники безопасности.

Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения для творческого решения конструкторских, технологических и организационных задач, приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной

Также, в процессе трудового обучения выявляется и осуществляется коррекция недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.

На уроках труда, в процессе обучения происходит:

· развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе; Развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие познавательной деятельности;

· расширение кругозора;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.

Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, натуральные объекты и т.д.).

Распределение времени на прохождение программного материала дается ориентировочно.

При обучении слабовидящих ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе.

Для осуществления индивидуального подхода при организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, зрительные возможности обучающегося, состояние его здоровья (наличие и характер сопутствующих заболеваний), особенности эмоционально-волевой сферы, уровень его физического и психического развития.

Направления работы:

Диагностическое: выявление уровня подготовленности слабовидящего ребенка к усвоению школьной программы. Анализ результатов.

Организация учебной деятельности. Проведение уроков технологии, и при необходимости коррекционной работы, выбор наиболее рациональных дидактических пособий.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов

В соответствии с учебным планом реализация программы рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета “Технология”

Личностные результаты:

· Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

· Формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

· Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

· Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

· Формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;

· Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

· с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

· учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

· формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

· формировать умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

· наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

· сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

· с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

· ориентироваться в материале на страницах учебника;

· овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

· находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

· преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· учиться взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе изучения курса технологии;

· совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

· Формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний.

· Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека.

· Формирование представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; об опыте как основе обучения и познания, осуществлении поисково-аналитической деятельности.

· Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

· Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей.

· Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

· Приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...