Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Основное содержание предмета представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка вокруг нас (16 ч)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыка и ты (17 ч)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п Тема урока. Основное содержание Кол-во час. Виды деятельности
  Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч)   1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека (9ч)    
1. «И Муза вечная со мной!» 1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций.

 

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.

 

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

 

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

 

Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

 

Знакомиться с элементами нотной записи.

 

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

 

2. Хоровод муз. 1
3. Повсюду музыка слышна. 1
4. Душа музыки – мелодия. 1
5. Музыка осени. 1
6. Музыка осени. Сочини мелодию. 1
7. «Азбука, азбука каждому нужна…» 1
8. Музыкальная азбука. 1
9. Мир композитора. Обобщающий урок. 1

1.2. Мир музыкальных инструментов (7 ч)

 
10. Музыкальные инструменты.   1

Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.

Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

Играть на музыкальных инструментах.

 

Сравнивать звучание музыкальных инструментов.

Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.

 

 

Называть понравившееся произведение, давая его характеристику.

Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки (песня, танец, марш)

 

11. Музыкальные инструменты   1
12. Разыграй песню.   1
13. «Пришло Рождество, начинайся торжество» 1
14. Родной обычай старины. 1
15. Добрый праздник среди зимы. 1
16. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. 1
    Раздел 2. Музыка и ты (17 ч)    
17. Край, в котором ты живешь. Гимн - как символ России. 1

Высказывать, какие чувства возникают,когда исполняешь песни оРодине.

Различать выразительные возможности музыкальных инструментов.

 

Воспринимать художественные образы классической музыки.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Давать определения общего характера музыки.

 

По звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. (песня, танец, марш)

Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.

Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

 

Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать

 

18. Художник, поэт, композитор. 1
19. Музыка утра. 1
20. Музыка вечера. 1
21. Музыкальные портреты 1
22 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. 1
23 У каждого свой музыкальный инструмент. 1
24. Мамин праздник 1
25. Музы не молчали. Обобщающий урок. 1
26. Резервный урок. 1

2.2.Музыкальные образы (8 ч)

27. Музыкальные инструменты. 1
28. Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». 1
29. Звучащие картины. 1
30.  Музыка в цирке. 1
31. Дом, который звучит. 1
32. Опера-сказка. 1
33. «Ничего на свете лучше нету». Народные игры. 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Дидактический материал и учебное оборудование

- подставки для учебника

- подставки для ног

- тетради в крупную клетку с четкими линиями

- черная гелевая ручка

- зеленая гелевая ручка

- индивидуальные тифлологические средства коррекции (лупы, увеличители и т.д.)

- дополнительный источник света (по необходимости)

- фоны для рассматривания иллюстраций

- портреты композиторов

- ТСО (проектор, музыкальный центр, электронная доска)

- музыкальные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки)

- аудиозаписи.

 

Перечень элементарных музыкальных инструментов.

1.ложки

2.бубны

3.трещетки

4.треугольники

5.бубны

6.металлофон

7.маракасы

8.бубенцы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...