Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактические материалы педагогической мастерской




«Кладезь поколений»

Материал 1:

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО


Р. Запесоцкая.

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете

Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,

И тот сказал: "Ты духом светел.

Ты сможешь хорошо учиться

И перед Богом отличиться".

Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,

Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,

С медведем даже подружился.

Был сердцем чист, молился много.

И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,

К нему тянуться люди стали.

Сперва ученики-монахи

К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.

Все так старались сделать дело:

Обитель Божию построить

И жизнь на Божий лад настроить.

Однажды чудный свет полился,

Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,

Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи:

В сияньи дивно птицы пели!

И Голос был: "Бессчетны птицы –

Вот сколько к Богу обратится".

Когда Угодник Божий в храме

Служил пред Чашею с Дарами,

То в алтаре - священном месте

Сам Ангел с ним молился вместе,

Крылатый воин Божьей рати.

И видели монахи-братья,

Как вдруг огонь с небес спустился

И прямо в Чашу опустился.

Так жил подвижник Православья,

Христа и Богоматерь славя.

И по его дана молитве

Победа в Куликовской битве.

Свою показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело –

Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.


Материал 1а:

 

Материал 2.

Формулировки словарей.

СОБИРАТЕЛЬ чего. Человек, который занимается собиранием, коллекционированием чего-нибудь. Приспособление, устройство для собирания чего-либо.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СОБИРАТЬ"

а) Складывать, помещать в одно место, вместе. б) Подбирать, поднимать что-либо упавшее, рассыпавшееся и т.п. в) Располагать близко друг к другу. г) Укладывать, упаковывать вещи для дороги. 2) а) Сосредоточивать в одном месте. б) Быть причиной средоточения, соединения в одном месте кого-либо, чего-либо. в) Созывать в одно место. г) переносный смысл - Принимать у себя, приглашать к себе в гости. 3) а) перен. Организовывать, создавать что-либо, объединяя, набирая и т.п. кого-л. б) Объединяя, сплачивать. 4) а) Набирать в каком-л. количестве, поднимая с земли, срывая. б) Снимать урожай чего-л. с полей, огородов. 5) а) Получать, брать из разных источников, мест, от разных лиц. б) перен. Опрашивая, узнавать, выяснять что-л. в) перен. Добиваться, завоевывать, приобретать что-л. 6) а) Постепенно скапливать. б) Коллекционировать. в) Копить (деньги, какую-л. сумму денег). 7) а) Располагать в виде складок, сборок; делать на чем-л. складки, сборки. б) разг. Морщить (кожу на лице). в) Стягивая, сжимая, складывать каким-л. образом. 8) а) Соединяя, скрепляя отдельные части, 49 создавать что-л. (устройство, механизм и т.п.). б) Делать, составлять из отдельных, разрозненных частей. 9) перен. разг. Снаряжать кого-л. в дорогу (укладывая вещи и все необходимое). 10) перен. разг. Ставить на стол кушанья, готовясь к еде.

"СОБИРАТЬСЯ"

собираться [собираться] несов. 1) а) Сходиться, съезжаться, сосредоточиваться в одном месте. б) Группироваться каким-л. образом. в) Объединяться вокруг кого-л., чего-л. г) Созываться для работы, деятельности (о совете, заседании и т.п.). 2) а) Скапливаться в одном месте (о воде, паре и т.п.). б) Стекаясь, соединяясь, образовывать что-л. в) Надвигаться, готовясь разразиться (о грозе, дожде и т.п.). 3) Составляться в результате постепенного накапливания, скапливания. 4) Насчитываться, доходить до какого-л. количества, числа. 5) а) Располагаться в виде складок, сборок и т.п. б) разг. Сжиматься, морщиться. в) перен. разг. Образовываться, появляться (о морщинах, складках и т.п.). 6) а) Приготавливаться пойти, отправиться куда-л. б) перен. Намереваться отправиться куда-л. в) перен. Иметь намерение сделать что-л. 7) а) перен. Напрягать, сосредоточивать силы, мысли, память и т.п. б) Сосредоточиваться, внутренне организовывать себя, готовясь к чему-л. 8) перен. Напрягать все мышцы, готовясь к какому-л. движению. 9) перен. разг. Копить, находить, доставать нужное количество средств для чего-л. 10) Страд. к глаг.: собирать.

Материал 3:

 

 

Материал 4:

Однажды чудный свет полился, Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель, Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи: В сияньи дивно птицы пели!

Голос был: "Бессчетны птицы – Вот сколько к Богу обратится".

Он милосердьем украшался. Одетый в Божью благодать,

Учеников своих старался в любви Христовой наставлять.

За них он пламенно молился, вот однажды в час ночной

Во двор обители спустился, на свет влекомый неземной.

Тогда в сиянии чудесном он птиц предивных увидал.

В ночи раздался глас Небесный, который батюшке сказал,

Что так умножится и стая потом его учеников,

И Лавра станет здесь святая под сенью золотых крестов.

И вскоре, по молитвам старца, откроются монастыри,

В которых будут подвизаться духовных дел богатыри.

Материал 5:

Видеофрагмент «Сын Радости». 2 части

Материал 6:

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей. К числу учеников относятся:

· Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

· Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

· Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

· Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 году. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва

· Андрей Рублев и Даниил - знаменитые иконописцы

· Мефодий Пешношский, основатель обители Пешношской, 1361 г.

· Преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного

Сергия. Основатель Симонова монастыря.

· Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Успения Пресвятой Богородицы (в 1397 году), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

· Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.

· Преподобный Роман Киржачский, основатель обители на Киржаче около 1374 г.

· Преподобный Леонтий Стромынский, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.

· Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря.

Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

· Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

· Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

· Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл. Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

· Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

· Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

· Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

· Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

· Преподобный Феодосий Череповецкий

· Преподобный Дмитрий Московский

Материал 7:

Видео «Ученики преподобного Сергия»

Материал 8:

1.Ни одежда новая никогда не прикрывала тело прп. Сергия, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, — ни синего цвета, ни багряного, или коричневого, ни других многих различных ярких цветов, ни белая или пышная и мягкая одежда. Он говорил: “Мягкие одежды носящие — в домах царских суть”. Но только из сукна простого, то есть из сермяги, одежду, из шерсти и из руна овечьего спряденного связанную, и ту простую, и не окрашенную, и не выбеленную, и не разукрашенную, но только из грубой шерсти, то есть из сукна он одежду носил, ветхую, не раз перешитую, и не отстиранную, и грязную, и многим потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами. Иногда же и так получалось: однажды нашлось у братьев сукно некое негодное — и плохое, и некрасивое, так что оно даже полиняло, — и вся братия с презрением гнушалась им и отворачивалась. И если какой-нибудь брат это сукно брал, то, немного подержав его, назад возвращал и бросал; так делал и другой, и третий, вплоть до седьмого. Преподобный же не отвернулся, но аккуратно взял сукно, благословил, и начал кроить, и шить, и сделал рясу, которую не погнушался надеть. И не захотел снять ее и выбросить ее, но, напротив, начал с благодарностью на теле своем носить ее, пока через один год она, обветшав, не разорвалась и не распалась. Отсюда можно понять, сколь бескорыстен и смиренен был Сергий, если ходил в облачении нищего.

2.Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный Сергий благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда

весь свой обед отдавал зверю, как не разумеющему поста. Дикий зверь слушался преподобного и был кроток с ним, точно овца.

3.Число монахов в Сергиевом монастыре так умножилось, что им стало не хватать воды. Ее носили ведрами издалека, и некоторые начали сетовать, зачем Сергий устроил обитель так далеко от источника. Сергий сказал недовольным: «Молитесь и не унывайте. Бог не оставит нас». Он распустил монахов по их кельям, а сам, взяв с собой лишь одного инока, вышел из монастыря и спустился в лесной овраг. Там нашел он ямку с застоявшейся дождевой водой, преклонил возле нее колени и стал молиться Богу. И вдруг там, где стояла дождевая вода, забил полноводный источник. Сначала этот источник называли Сергеевым, но святой, слыша такое название, говорил: «Не я дал вам воду, а Господь даровал ее всем нам». Источник этот и поныне существует близ Троице-Сергиевой Лавры. Вода из него обладает целебными свойствами. Сейчас над ним воздвигнута Пятницкая часовня.

4.Преподобный Сергий трапезовал с братией монастыря. Вдруг он поднялся

из-за стола, сделал поклон на запад и великодушно сказал: «Радуйся и ты,

пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобой». Братия

с удивлением спросили: «Кому говоришь ты, отче святый?» Преподобный

ответил: «Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился

епископ Пермский Стефан, едущий в Москву. Он сотворил поклон Святой

Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему».

Некоторые из монахов поспешили к тому месту и догнали святителя

Стефана. Он подтвердил сказанное преподобным Сергием.

5.Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией, распоряжаться по хозяйству, руководить их духовным деланием. Преподобный "без лености братии, как купленный раб, служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил".



Епифаний премудрый

6.Особенно примечателен рассказ о том, как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо, взяв за работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством, но если вспомнить, что в обители тогда был голод и, монахи роптали на игумена, требуя от него разрешения

собирать милостыню, такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого - о его терпении.

 

7.Монашество отрекается от мира, но не от людей в нем. Преподобный бежит от человеческой славы, но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец, принесший умершего сына, и великий князь Дмитрий, идущий на битву с Мамаем.

 

8.В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли, но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения, решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен.

 

9.Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей, опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри, отковано в Лавре. История каждого из них - это история его основателя, часто ученика Преподобного, или же послушника его учеников. 54 Через столетие после смерти святого мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества - от преподобных Иосифа Волоцкого и Пафнутия Боровского до преподобных Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Он открыл возможность различных духовных путей к единой цели, и это доказывает, что Преподобный основал в Лавре не партию, не орден, а братство христиан, главная задача которых подчиняться не людям и уставам, написанным людьми, но самому Богу.

Материал 9:

 

Предметы индуктора:

 


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...