Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактические материалы педагогической мастерской




«Человек – Гражданин»

Материал 1.

1.Преподобный Сергий Радонежский был вдохновителем и насадителем на Руси созерцательного подвига (Исиха зм (от древне-греческого ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела). Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь 40 других. Иеромонах Никон в «житии» указывает на 100 имен преподобных, происшедших от монастыря преп. Сергия. Это была духовная школа, давшая расцвет созерцательного подвига во всей северо-восточной части России.

2.Уговаривая принять игуменство, братия заявляла: «Зело желаем того, дабы

ты игумен и наставник душам и телом нашим, да быхом от тебе прощение, и

благословение, и молитву по вся дни приимали, видели тебе по вся дни совершающа святую литургию, да быхом колиждо от честную руку твоею причащались Пречистых Тайн».

3.Но вот наступает великий исторический момент в жизни русского народа:

свержение татарского ига. В этот грозный, решительный час значение преп. Сергия, как старца и печальника всея земли Русской, открывается во всем своем духовном величии. Подобно древнему Моисею, он становится вождем своего народа.

4.В тяжелые годы 14 века Русская земля стонала от татарских набегов. Ссоры князей ослабляли Русь, мешали дать отпор врагам. Русская Церковь примиряла князей, объединяла в деле защиты Отечества.

5.Церковная история рассказывает о том, что Промыслом Божиим дан был Руси великий святой — преподобный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения всех русских сил.


6.Преподобный Сергий соединил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, построил монастырь, своими подвигами восстановил высокие идеалы монашеской жизни, напомнил христианам о цели их жизни - преображении своей души для вечной жизни с Богом.

7.Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Преподобный Сергий учил князей христианской братской любви друг к другу, терпению, уступчивости. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом

помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. И Русь собрала силы для решающей битвы.

8.Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал всем нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.

Материал 2.

Формулировки словарей.

СОБИРАТЕЛЬ чего. Человек, который занимается собиранием, коллекционированием чего-нибудь. Приспособление, устройство для собирания чего-либо.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СОБИРАТЬ"

собирать [собирать] несов. перех. 1) а) Складывать, помещать в одно место, вместе. б) Подбирать, поднимать что-л. упавшее, рассыпавшееся и т.п. в) Располагать близко друг к другу. г) Укладывать, упаковывать вещи для дороги. 2) а) Сосредоточивать в одном месте. б) Быть причиной средоточения, соединения в одном месте кого-л., чего-л. в) Созывать в одно

место. г) перен. Принимать у себя, приглашать к себе в гости. 3) а) перен. Организовывать, создавать что-л., объединяя, набирая и т.п. кого-л. б) Объединяя, сплачивать. 4) а) Набирать в каком-л. количестве, поднимая с земли, срывая. б) Снимать урожай чего-л. с полей, огородов. 5) а) Получать, брать из разных источников, мест, от разных лиц. б) перен. Опрашивая, узнавать, выяснять что-л. в) перен. Добиваться, завоевывать, приобретать что-л. 6) а) Постепенно скапливать. б) Коллекционировать. в) Копить (деньги, какую-л. сумму денег). 7) а) Располагать в виде складок, сборок; делать на чем-л. складки, сборки. б) разг. Морщить (кожу на лице). в) Стягивая, сжимая, складывать каким-л. образом. 8) а) Соединяя, скрепляя отдельные части, создавать что-л. (устройство, механизм и т.п.). б) Делать, составлять из отдельных, разрозненных частей. 9) перен. разг. Снаряжать кого-л. в дорогу (укладывая вещи и все необходимое). 10) перен. разг. Ставить на стол кушанья, готовясь к еде. "СОБИРАТЬСЯ"

собираться [собираться] несов. 1) а) Сходиться, съезжаться, сосредоточиваться в одном месте. б) Группироваться каким-л. образом. в) Объединяться вокруг кого-л., чего-л. г) Созываться для работы, деятельности (о совете, заседании и т.п.). 2) а) Скапливаться в одном месте (о воде, паре и т.п.). б) Стекаясь, соединяясь, образовывать что-л. в) Надвигаться, готовясь разразиться (о грозе, дожде и т.п.). 3) Составляться в результате постепенного накапливания, скапливания. 4) Насчитываться, доходить до какого-л. количества, числа. 5) а) Располагаться в виде складок, сборок и т.п. б) разг. Сжиматься, морщиться. в) перен. разг. Образовываться, появляться (о морщинах, складках и т.п.). 6) а) Приготавливаться пойти, отправиться куда-л. б) перен. Намереваться отправиться куда-л. в) перен. Иметь намерение сделать что-л. 7) а) перен. Напрягать, сосредоточивать силы, мысли, память и т.п. б) Сосредоточиваться, внутренне организовывать себя, готовясь к чему-л. 8) перен. Напрягать все мышцы, готовясь к какому-л. движению. 9) перен. азг. Копить, находить, доставать нужное количество средств для чего-л. Страд. к глаг.: собирать.

Материал 3:

 

 

Материал 4.

Тропарь, глас 5: Радуйся, пустыне Радонежская, израстившая крин духовный,

в вертограде преподобного Сергия: Симона, архимандрита Смоленскаго,

познавшаго светлость послушания и дивнаго птиц видения сподобившагося, сего воспоминающе, Бога прославляем.

Материал 5. Видеофрагмент «Благодатный отрок»

Материал 6.

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей. К числу учеников относятся:

Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским.

Преподобный Павел Обнорский или Комельский.

Преподобный Сергий Нуромский.

Преподобный Сильвестр Обнорский.

Преподобные Андроник и Савва

Преподобный Мефодий Пешношский.

Преподобный Феодор, родной племянник преподобного Сергия.

Преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские.

Преподобный Афанасий

Преподобный Роман Киржачский

Преподобный Леонтий Стромынский

Преподобный Савва

Преподобный Афанасий пустынник

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Преподобный Ферапонт Боровенский

Преподобный Савва Сторожевский

Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий

Преподобный Григорий Голутвинский

Преподобный Пахомий Нерехтский

Преподобный Никита Костромской

Материал 7.

Видеофрагмент «Собиратель»

Материал 8.

Без Сергия Радонежского русская душа не полна, не окормлена до полной меры сытости, когда она может окармливать других. При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых, Сергиева святость несколько особого сложения...

Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров. Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью.

Так за какие же поступки Сергий получил имя «духовного отца России»? Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная линия, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию. В лице его русский народ осознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, осознав себя, получил историческое право на самостоятельность.


О. Павел (Флоренский)

2.Преподобный Сергий нес идею патриотизма и гражданственности своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, исключающей ненависть, раздоры, вражду и войны. …Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота... Жизнь Преподобного Сергия – это пример жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, исключающей ненависть, раздоры, вражду и войны.

Основатель Троице-Сергиевой Лавры - духовного и культурного центра Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей. Наставник русских князей, направлявший их политику на единение Руси. Многие историки считают 1380 год годом рождения той духовной общности, какую мы теперь называем русским народом. После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля Великий Русский Народ. А победа на Куликовом поле значила не меньше, чем 9 мая значит для нас сейчас. Она стала началом возрождения Руси. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом. В благодарность потомки нарекли Сергия Радонежского «воспитателем русского народного духа», «всенародным учителем».

По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас».

3.Преподобный Сергий нес идею патриотизма и гражданственности своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, исключающей ненависть, раздоры, вражду и войны. Без любви к Родине и

уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота... Будучи «гражданином горнего Иерусалима», Радонежский игумен как истинный патриот постоянно участвует в общественной жизни своего земного Отечества. Понимая необходимость объединения русских княжеств, Преподобный Сергий использует свой нравственный авторитет для поддержки Московского князя. По благословению митрополита Алексия он

затворяет все церкви в Нижнем Новгороде, чтобы склонить нижегородцев к миру с Москвой. Он подчиняет политике Москвы Рязанское княжество, благословляет своего духовного сына, князя Димитрия, на битву с Ордой за независимость Руси. По просьбе князя Троицкий игумен отпускает на сражение двух иноков своего монастыря, в прошлом опытных воинов, славившихся силою и храбростью, умевших водить полки. Одно присутствие среди войска схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби вливало уверенность в сердца русских воинов, что им сопутствует благословение святого старца Сергия. «Он не просто благословил на битву русские дружины, не просто послал вперед двух любимых учеников Пересвета и Ослябю, имена которых сияют нам из тех времен наравне со славными именами всех защитников Отечества. Слово Сергия — огонь, воспламенивший сердца русичей на необходимость борьбы с игом. Оно соединяло людей и возрастило ту духовную силу, которая засияла первым

лучом свободы Отечества на берегах Дона и Непрядвы». В этом состоял подвиг Преподобного, его великое патриотическое подвижничество.

4.«Примером своей святой жизни, высотой своего духа он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию... Как это могло случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись, и подумать их деды? Мы знаем одно, что Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя Русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах Преподобного Сергия, под его

благодатным воспитанием».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...