Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество П. Беренса и фирменный стиль компании АЭГ. Германский Веркбунд.




(Behrens) (1868-1940), немецкий архитектор и художник-конструктор. Учился (1886-89) в Карлсруэ и Дюссельдорфе. Руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе, активно участвовал в деятельности мюнхенского Сецессиона и немецкого Веркбунда. В ранних архитектурных произведениях (с 1900) Беренс сочетал пространственные решения в духе "модерна" с геометрической чёткостью планировочной структуры и декора (крематорий близ Хагена, 1907). С 1909 работал преимущественно в области промышленной архитектуры, широко применял новые материалы и конструкции (металлические и железобетонные каркасы, большепролётные остекления и др.), стремился к функциональной обусловленности планировки. Простота и монументальность объёмного решения этих построек (заводы - в Берлине, 1909-12, Оберхаузене, 1921-1925, Хёхсте, 1925-26), органично связанные с традиционной для немецкой архитектуры внушительностью внешнего облика, отражают неоклас- сицистические тенденции в творчестве Беренса, его стремление использовать архаичные формы национального зодчества. Последние работы Беренса выполнены в духе функционализма (табачная фабрика в Линце, 1932-36). Беренс - один из основоположников новой европейской архитектуры, в его мастерской работали Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, создатель немецкого Баухауза , Л. Мис ван дер Роэ.

Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Руководитель AEG - предприниматель и политик В. Ратенау, понимая возрастающую значимость эстети-ческого решения промышленной продукции, в 1907 году при-глашает П. Беренса на пост художественного директора фирмы.
 Этот шаг несколькими годами позже объяснил В. Гропиус: "Очевидно, улучшения технического качества продукта становится уже недостаточно для того, чтобы завоевать победу на мировом рынке. Вещь, замечательная в техническом отношении, должна быть проникнута духовной идеей, должна быть оформлена, - лишь благодаря этому ей будет гарантировано преимущество среди множества подобных изделий. Поэтому сегодня вся промышленность стоит перед задачей непосредственно заниматься художественными вопросами. Поэтому фабрикант должен стремиться изъять как можно больше недостатков суррогата из своего товара, придавая ему качество ремесленного изделия одновременно с достоинствами машинного изготовления"
 То, что делает П. Беренс, мы теперь определяем как создание фирменного стиля. Он строит здание турбинного цеха (1909 год), с которого можно начинать историю промышленной архитектуры, проектирует электрические чайники, вентиляторы, увлажнители воздуха, осветительное оборудование, часы. То, что это продукты дизайна, видно уже по тому, что для их характеристики мы должны пользоваться современными терминами. Вариативность - вот ход, который благодаря П. Беренсу позволил на ограниченном количестве техоснастки выпускать десятки моделей чайников, различных по форме, характеру обработки поверхности покрытию, объему.
Добавим, что П. Беренс не в творческом вакууме делает все это. Он в гуще тех событий, тех поисков, которые имеют место в Германии тех лет в рамках работы Германского Веркбунда, - организации, объединившей в 1907 году промышленников, коммерсантов, архитекторов, художников. Он участвует в дискуссии по вопросам формообразования, проходившей в Кельне в 1914 году вместе с В. Гропиусом, Г. Ван де Вельде, Г. Мутезиусом. В ходе дискуссии была подчеркнута значимость сформулированной в 60-х годах ХIХ века концепции Г. Земпера, концепции функционализма, которая и должна была определить принципы формообразования промышленной продукции. Но ни рекомендации Веркбунда, ни деятельность П. Беренса не имели непосредственного продолжения, поскольку через день после окончания работы началась 1 мировая война.  

«Массовое производство потребительских вещей, отвечающих высоким эстетическим представлениям, стало бы благом не только для людей с тонким художественным вкусом; самым широким слоям народа был бы открыт доступ к понятиям вкуса и приличия...» Петер Беренс.

ВЕ́РКБУНД (нем. Werkbund от Werk — "работа, производство" и Bund — "союз, объединение") — художественно-промышленный союз, объединение художников, архитекторов, ремесленников, предпринимателей и торговцев. Основан в Германии в 1907г. с целью поддержки и развития прикладного искусства, художественных ремесел и нового "промышленного искусства", или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции. Германский Веркбунд возник на базе слияния "Мюнхенских соединенных мастерских", возглавляемых Р. Римершмидом, и "Дрезденских мастерских". Новый союз возглавил Херманн Мутезиус (1861—1927), немецкий архитектор и теоретик архитектуры рационалистического течения. Под влиянием нового английского искусства, школы Глазго и возникли идеи создания нового союза. В организации Веркбунда принимали участие А. Ван де Велде, Р. Римершмид, Т. Фишер, А. Энделль. К 1910 г. в Союзе числилось 360 художников, 267 промышленников, 105 представителей музеев и выставочных залов, а также меценаты, коммерсанты и торговцы. Устраивались лекции, выставки. Выходил журнал «Die Form" (нем. "Форма"), пропагандировавший идеи рационализма, конструктивизма и функционализма в разных видах искусства, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели. Осуществлялись попытки совместной работы дизайнеров с промышленниками и торговцами, обеспечения авторских прав на образцы промышленного производства. В 1908 г. ежегодный конгресс Германского Веркбунда состоялся в Вене, в 1912 г. Й. Хоффманн организовал Австрийский Веркбунд с отделением в Швейцарии. Выставки нового немецкого искусства проводились в 1912 г. в США, Бельгии, Франции. Оно было признано самым передовым для своего времени. В деятельности Веркбунда участвовали архитекторы-реформаторы: П. Беренс, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис Ван дер Роэ (сравн. Баухауз). В 1914 г. Германский и Австрийский Веркбунды провели большую совместную выставку в Кёльне. Но война, последующая инфляция и экономическая депрессия остановили многие начинания. Только в 1920-х гг. деятельность Веркбунда возобновилась. В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленных изделий под названием «Form ohne Ornament" (нем. "Форма без орнамента"), означавшая полную победу функционализма. С приходом к власти нацистов в 1933 г. Веркбунд был упразднен.

__________________________________________

Германский Веркбунд. Беренс на фирме АЭГ, создание фирменного стиля.

Веркбунд немецкий производственный союз, объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, основан в 1907 в Мюнхене. Основателями Веркбунд были Мутезиус, ван де Велде, Фишер, Шумахер,. Римершмид, Науман, Остхауз. В его работе принимали участие Беренс, Гропиус, Мис ван дер Роэ, Пёльциг, Таут, Хофман, Ле Корбюзье. Создавая образцы для промышленного производства (утварь, мебель, ткани, оформление купе ж.-д. вагонов, пароходных кают, автомобилей), члены Веркбунд стремились придать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Крупнейшие выставки Веркбунд (Кельн, 1914; Штутгарт, 1927) оказали огромное воздействие на всю международную художественно-промышленную практику. В 1933 Веркбунд был упразднён фашистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе.

Своей основной целью Веркбунд "облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности", "одухотворение немецкой работы подъемом ее качества". Высокое кач. включало в себя применение добротных материалов ,безупречное фабричное исполнение, , "глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета". Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и откровенная функциональность должны были привести к установлению единого вкуса, не допускающего экстравагантности и индивидуализма.

До 1918 года Веркбундом руководили три его создателя. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании. Карл Шмидт был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. Фридрих Науман сумел объединить все движение сильными национальными связями. он требовал увеличения масштабов массового производства. Петер Беренс (1868-1940) - немецкий архитектор и дизайнер. В 1898 г. начинает заниматься проектированием промышленной продукции: его столовое стекло, флаконы, рисунки для линолеума отражают тяготение к простым и чистым формам.

Петера Беренса пригласили художетвенным директором Всемирного электро-технического концерна AEG (1906). Продукция AEG была рассчитана на экспорт, для продвижения рынке требовалось создать свой художественный почерк, Беренса пригласили для создания фирменного стиля, Для AEG Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также производственные здания и квартиры для рабочих. Беренс открыл возможность создавать серии чайников путем варьирования их объема, немногих элементов геометрической формы, видов материала, его покрытий и отделки. В основу Беренс положил три модели чайника-кипятильника: две каплевидные с круглым и овальным дном и одну шестигранную - „китайский фонарик". Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ "фирменного стиля", получивших впоследствии широкое распространение.

Беренс проектировал для АЕГ производственные здания.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 853.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...