Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Венский Сецессион и «Венские мастерские» (Творчество О. Вагнера, Й. Ольбриха, Й. Хофмана). Школа Глазго и творчество Ч. Р. Макинтоша.




Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: Я. Котера, Йозеф Хоффманн (Josef Hoffmann) , М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво.

Ольбрих Йозеф Мария (1867-1908)

 

Австрийский архитектор и мастер прикладного искусства Ольбрих, учившийся в венской Академии художеств у архитекторов Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера, стал в 1897 году одним из основателей венского Сецессиона и автором проекта здания Сецессиона. В 1899 году его в качестве архитектора и преподавателя пригласили в дарм-штадтскую колонию художников, где он помимо архитектурной деятельности занимался созданием эскизов изделий из олова и создал несколько графических работ. В 1907 году в Мюнхене Ольбрих стал соучредителем немецкого Веркбунда. Ольбрих был одним из самых продуктивных архитекторов модерна и предшественником архитектуры экспрессионизма. Под его сильным влиянием в 1920-е годы находились многие архитекторы, например Эрик Мендельсон (1884— 1953). Ольбрих был участником множества выставок, в том числе Выставки прикладного искусства в Турине (1902) и Всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года. Наиболее важные работы Ольбриха созданы в Дармштадте: общий план Матильденхёэ (1900), дом Эрнста-Людвига (1899— 1901) и Свадебная башня (1905-1908). Другими значительными работами являются здания Сецессиона в Вене (1897-1898) и универмаг «Титц» в Дюссельдорфе (1907-1909, в настоящее время Торговый двор). Им опубликованы такие теоретические работы, как «Идеи» (1899), «Архитектура» (1901 — 1914), «Новые сады» (1905) и «Девичий цветник» (1907).

Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник стиля "ар нуво" в Великобритании, родился в Глазго, в 1868 году. В 16 лет он начал профессиональную подготовку в мастерской архитектора Дж. Хатчинсона. А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств - архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго.

Закончив обучение в 1889 году, Макинтош работает ассистентом в архитектурном бюро. В 1890 году он получает специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.

В 1893 году Макинтош создает свой первый самостоятельный архитектурный проект - башню для здания "Глазго Геральд". В это же время он проектирует мебель и интерьеры. Макинтош очень быстро получает широкую известность в Европе.

В 1896 году проект здания Школы искусств Макинтоша победил в конкурсе. На протяжении 12 лет велось строительство.

В своем проекте Макинтош пошел нетрадиционным путем. Поиски в области новых способов формообразования привели его к методу проектирования "изнутри наружу". Функциональное назначение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, потребность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остекленность северного фасада.

Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) - это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды. Школа Искусств в Глазго создавалась именно таким способом.

Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго - церковь Куинс-Кросс, школу на Скотланд-стрит.

Еще одно направление его деятельности - дизайн жилища. Свое представление о жилье Макинтош воплотил в трех проектах:

1900 год, "Уиндхилл", дом, спроектированный Макинтошем для своего друга Дэвидсона,

1901 год, "Дом любителя искусств" (конкурсный проект),

1903 год, "Хилл Хаус", дом издателя У. Блэки.

Во всех трех проектах используется метод "изнутри наружу" и применяется принцип тотального дизайна - и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектируются как единая гармоничная система.

Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты "ар нуво" - взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется. Макинтош создает серию стульев, проектирует часы, светильники, камины и столы.

Вещи Макинтоша вполне актуальны - мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается.

ГЛА́ЗГО ШКО́ЛА (англ. Glasgow school; см. школа). Глазго (Глэ́згоу) на севере Великобритании — древний город Шотландии. Возник в VI в. на месте кельтского поселения. В Глазго находится собор в стиле английской готики с одной большой башнейнад средокрестием (1181—1508). Но более всего в истории архитектуры и дизайна этот город прославился на рубеже XIX—XX вв. благодаря творчеству шотландских художников во главе с Чарлзом Рэнни Макинтошем (1868—1928). В 1900-х гг. сложилась "группа четырех": Ч. Макинтош, его жена М. Макдоналд, Дж. Х. Макнейр и его супруга Ф. Макдоналд (сестра М. Макдоналд). К этой группе присоединилась Дж. Ньюбери, художница по тканям, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был ее муж Ф. Ньюбери. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров "удара бича" французского Ар Нуво. Ч. Макинтош был выдающимся архитектором-декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком,акварелистом. В своих графических работах Макинтош близок течению символизма, он причудливо стилизовал природныеформы. В проектах оформления интерьеров "группы четырех" использовались натуральные материалы: дерево, керамика,медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества гармонии (рис. 165). "Стиль Глазго" развивал рационалистические традиции английского искусства (см. "Искусства и ремесла"; "староанглийский стиль"), но придавал им новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна. Особенно знаменитыми стали стулья Ч. Макинтоша с высокими решетчатыми спинками (рис. 166). В 1900 г. состоялась выставка произведений Ч. Макинтоша в венском Сецессионе. Она оказала значительное влияние на австрийских художников и, в частности, на работу "Венских мастерских". Великий князь Сергей Александрович предложил художнику организовать такую же выставку в Москве. Она состоялась в 1902—1903 гг.

Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.

Венский сецессион основан3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хофманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы.

В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом есть надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвертому по величине европейскому городу.

Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году. К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта.

С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (лат. весна священная). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво (модерн), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции Чарльза Рении Макинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван дер Велде. Построенный Йозефом Хофманом санаторий (1904—1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала ХХ века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.

В 1903 году Хофман и Мозер основали Венские мастерские (Wiener Werkstätte) — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.

14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем).

С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво, его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего функционализма.

"ВЕ́НСКИЕ МАСТЕРСКИ́Е" («Wiener Werkstätte") — объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 г. в Вене Й. Хоффманном и К. Мозером при финансовой поддержке Ф. Верндорфера. Вначале считалось ответвлением Сецессиона. В 1905 г. на ул. Нойштифтгассе были оборудованы ателье и торговые залы. Сформулированная Хоффманном и Мозером программа провозглашала тождественность понятий искусства и ремесла (см. такжехудожественные ремесла). Основная цель объединения — поощрение и координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий декоративного и прикладного искусства. Особенное внимание уделялось комплексному проектированию и оборудованию современных интерьеров. Эти актуальные идеизародились под влиянием опыта движения "Искусства и ремесла" У. Морриса и успехов английского дизайна, а также новыхрационалистических веяний школы Глазго (см. Глазго школа) и венского модерна. Организация имела собственные проектные и ремесленные мастерские, сеть магазинов; ее деятельность была столь успешной, что вскоре не толькофирменные изделия со знаком «WW», но и все лучшие австрийские товары считались продукцией "Венских мастерских", а ихстиль стали называть "венским современным стилем". Мастерские производили мебель, изделия из металла, ткани,светильники, художественную керамику и стекло. В короткое время мастерским удалось стать общественным центром, объединившим молодых австрийских художников, писателей, музыкантов. В одном из полуподвалов они оборудовали собственное кабаре "Летучая мышь", стены которого украсили изразцами1. Помимо фирменного знака на любой сделанной им вещи художник мог поставить и свою собственную марку. Все изделия считали авторскими, копии не допускались. Директором мастерских был Й. Хоффманн (см. венский модерн), который применял в своих проектах наряду с прямымилиниями и строгими прямоугольными плоскостями округленные формы и элементы орнамента, "обнаруживающие влияние японского, египетского, ассирийского и вавилонского искусства...особенно в использовании сочетаний черного с белым"2. В 1913 и 1925 гг. изделия "Венских мастерских" демонстрировали в США, но они не имели успеха. Лишь позднее многие из венских художников переехали в Америку и оказали влияние на формирование "интернационального стиля" —функционализма 1930-х гг. Выдающимся художником, сотрудничавшим с "Венскими мастерскими", был Г. Климт. В Брюсселедля интерьера столовой дома Стокле́ по проекту Й. Хоффманна он выполнил фриз в сложной технике живописи, мозаики иинкрустации. В 1915 г. мастерские возглавлял живописец и художник-керамист Д. Пехе, в 1917—1919 гг. он руководил отделением мастерских в Швейцарии, в Цюрихе. В 1932 г. из объединения ушел Хоффманн, и в том же году ввиду экономических трудностей послевоенного времени "Венские мастерские" были закрыты

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 614.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...