Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фирма «Тонет» — переворот в формообразовании предметов мебели. «Модель 14» как одна из точек опоры эстетики рационализма в дизайне.




Теоретические взгляды Дж. Рескина и У. Морриса. Движение «Искусства и ремесла».

 

Блгодаря усилиям Джона Рескина и Уильяма Морриса возникло художественное течение под названием «Движение искусств и ремесел». Его участники пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для каждого человека. Их главным лозунгом стала фраза: «Просто делать что – либо руками уже должно быть удовольствием». А неисчерпаемым источником вдохновения для этих людей стало искусство средневековья, когда еще не было хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства». Мастера «Движения искусств и ремесел» изготавливали деревянную мебель, расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере и отделанную, наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с серебряным и золотым шитьем, ковры. Все детали оформленных художниками интерьеров, и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой цветовой манере и цветовой гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности пространства. Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым, и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне конкуренции. Стиль «Движения искусств и ремесел», как и его прямой наследник – модерн, оказался искусством для избранных, изысканным стилем высокого искусства. Но что может быть лучше высокохудожест-венной индивидуальности и неповторимости! Стремление человека к окружению себя стильными вещами ручного производства не ослабевает и по сей день, и более того, мы вновь наблюдаем рост интереса к рукотворному искусству.

Кроме того, на основе теоретической программы Рёскина и Морриса была организована община художников, которая размещалась в так называемом Красном доме (Red House), личном имении Морриса, став-шая примером для многих создавшихся позднее объединений подобного типа. Для обитателей Красного дома община служила возможностью создания замкнутой коммуны художников, где они могли жить и воплощать свои творческие идеи, опираясь на традиции средневековых ремесленных мастеров.

 В 1861 г. В Англии была основана фирма «Моррис, Маршал, Фолкнер и К0 (Morris, Marshal, Faulkner & Cо) рограмма этого объединения была сформулирована Моррисом: «Наша цель возвысить роль искусства, с помощью которого люди во все времена стремились  украшать обычные предметы повседневной жизни». По его определению красота декора это «гармония с природой». Рука мастера должна действовать как сама природа, «пока ткань, чашка или нож не станут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или горный хрусталь».

К концу 1880 – х гг. фирма Морриса превратилась в своеобразную школу, где обучались многие художники и ремесленники (среди них был ближайший друг  и соратник Морриса Эдвард Берн – Джонс), кото-рые впоследствии создавали собственные объединения.

 Наиболее характерным примером этого может служить основанная в 1882 г. Артуром Хейгейтом Макмурдо «Гильдия века» (The Century Guild). «Гильдия века» Макмурдо стремилась повысить статус и престиж ремесел - строительства, ткачества, гончарного и кузнечного дела, - чтобы они могли занять достойное место рядом с так называемыми «изящными искусствами».

Другим примером распространения гильдий, заложенного Моррисом, является «Гильдия и школа ремесел» (The Guild of Handicraft) Чарльза Роберта Эшби.На основе идей британских организаций, а особенно гильдии Ч. Эшби, в Дрездене в 1898 г. Были основаны Дрезденские мастерские, в 1899 г. Была создана Дармштадтская колония художников на Матильденхее, которые в последствии стали основой Германского союза художественных ремесел и промышленности (Werkbund).

В 1903 г. в Австрии члены художественного объединения «Сцессион» основали Венские мастерские (Wiener Werkstaette), производившие многочисленные примеры ювелирных украшений, серебряной посуды и предметов столового серебра. В России принципы Морриса пропагандировали и активно использовали в своем творчестве члены Абрамцевского художественного кружка Елизаветы Мамонтовой и Талашкинских мастерских Марии Тенишевой. Одним из последних оплотов традиций «Движения искусств и ремесел» стал организованный в 1919 г. немецкий Баухаус (Bauhaus).

 

Фирма «Тонет» — переворот в формообразовании предметов мебели. «Модель 14» как одна из точек опоры эстетики рационализма в дизайне.

Михаэль Тонет принадлежит к первым изготовителям мебели, которые специализировались на серийном производстве. На этом основывался всемирно известный успех фирмы. Ее изделия отвечали наивысшим стандартам качества при доступных ценах. Проблема удовлетворения потребностей широких слоев населения впервые выдвигалась на первый план. Программа производства серийной мебели, принятая Тонетом, полностью соответствовала растущим потребностям рынка. Наиболее ярко выраженным представителем феномена Тонета остается, без сомнения, стул № 14, первые чертежи которого появились в 50-е годы 19 века. Его первые варианты были реализованы в венской мастерской Тонета, проектирование было завершено однако уже в Моравии, там же, на фабрике в Коричане, которая была основана в 1856 году, этот проект был пущен в серийное производство. Здесь через 3 года была изготовлена первая серия модели № 14. Несмотря на то что способ его усовершенствования был направлен прежде всего на технологию, а именно на экономию труда и материала, оптимальный дизайн, способ крепления сиденья и, по возможности, прочное изготовление разделенного гнутья спинки и т.д., здесь одновременно чувствуется воздействие силы воображения Тонета. Результатом была максимально упрощенная форма, которая полностью удовлетворяла с эстетической точки зрения, материальная абсолютизация взаимоотношения функции и формы.

Тонет спроектировал около 20 базовых стульев (для каждого предусматривалось -10 исполнений из различных пород дерева с разной отделкой). тержнем всей этой гаммы стала " Модель 14" - самый лаконичный, изящный,

графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное нутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение руглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено о минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной.

Этот стул приобрел одно волшебное свойство - когда на него садился человек, тул "исчезал", о его существовании говорила только поза сидящего. В езультате венский стул мог вписаться в любой интерьер.

Но Тонет не только великий дизайнер, совершивший мебельную революцию, он еще талантливый бизнесмен. Он придумал мебельную программу. Фирма Тонета роизводила мебель комплектами, основу которых составляли стулья. Каждый из 0 образцов стульев дополнялся другими изделиями - креслом, диваном, толиком, качалкой, вешалкой. Вариативность комплектации была очень широкой. сли учесть, что для каждого мебельного комплекта существовало до 10 сполнений, то число вариантов изделий приближалось к шести сотням. ебель Тонета стала необычайно популярна, причем популярность эта была устойчивой. аходки Тонета в формообразовании были использованы для конструирования ебели из гнутых металлических труб, но уже в 20 веке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 569.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...