Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха дворцовых переворотов.




Для периода дворцовых переворотов (1725-1762) характерны следующие черты:

- расширение прав и привилегий дворянства;

- дальнейшее закрепощение крестьян;

- укрепление абсолютизма.

После смерти Петра I, при поддержке гвардии и сподвижников императора, вместо его внука на престол взошла жена - Екатерина I (1725-1727). Императрица доверила ведение государственных дел созданному Верховному тайному совету во главе с А. Меньшиковым. После ее смерти престол достался несправедливо обойденному сыну царевича Алексея - Петру II (1727-1730) при регентстве Совета. Император умер в день своей свадьбы. Мужская линия Романовых пресеклась.

Верховный совет после долгих споров решил пригласить на престол дочь Ивана V - брата и соправителя Петра I - Анну Иоанновну. При этом она обязывалась подписать «Кондиции», ограничивающие ее власть. По вступлении на престол новая императрица публично разорвала «Кондиции». Правление Анны Иоанновны (1730-1740) - это период засилья иностранцев в государственном управлении во главе с ее фаворитом Бироном. Анна расширила дворянские привилегии, ограничив срок их службы 25 годами. Императрица оставила завещание в пользу своего двухмесячного внучатого племянника Ивана VI (1740-1741) при регентстве Бирона. Но Бирону не удалось удержать власть. Через месяц он был арестован и отправлен в ссылку. Регентом стала мать императора Анна Леопольдовна. В ходе очередного дворцового переворота император-младенец и его родители были свергнуты и заточены в Холмогорах (близ Архангельска).

Власть перешла к дочери Петра I - Елизавете Петровне (1741-1761). Она продолжила расширять привилегии дворянства: только за этим сословием закреплялось право владеть землей и крестьянами; винокурение объявлялось монополией дворянства; они получили право ссылать крестьян в Сибирь и вершить над ними суд. Елизавета Петровна завещала свой трон племяннику Петру III (1761-1762).

Внук Петра I даровал дворянству освобождение от обязательной службы государству («Манифест о вольности дворянской»), разрешил им выезжать за границу и служить там, а также давать детям домашнее образование. Но его непредсказуемость и пренебрежение русскими национальными обычаями, а также слепое поклонение прусскому императору породили заговор в пользу его жены - императрицы Екатерины Алексеевны.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Во второй половине XVIII в. сельское хозяйство по-прежнему оставалось ведущей отраслью российской экономики. Крепостное право достигло своего пика. Положение крепостного крестьянина было сведено до уровня раба. В то же время начинают складываться и элементы буржуазного строя: перевод крестьян на денежный оброк и месячину, появление рынка вольнонаемного труда (крестьяне-отходники), рост мануфактурного производства и крестьянских промыслов. Россия окончательно вступила на путь модернизации.

Екатерина II (1762-1796) выработала особую политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Это политика, с использованием лозунгов европейских просветителей, преследовала своей целью защиту интересов дворянства. Но в то же время «просвещенный абсолютизм» способствовал и буржуазному развитию.

В рамках политики «просвещенного абсолютизма» в 1767-1768 г.г. Екатерина II созывает «Уложенную комиссию» из депутатов от всех слоев общества (кроме крепостных). Цель комиссии - выработка свода законов, выяснение настроений общества и обсуждение наказов депутатов. Комиссия была распущена через два года из-за русско-турецкой войны.

Правление Екатерины II называют «золотым веком российского дворянства». В 1765 г. дворянам дано право ссылать крестьян на каторгу в Сибирь без суда и следствия; по указу 1763 г. крестьяне обязывались оплачивать расходы по подавлению собственных бунтов; в 1783 г. крепостное право распространилась на Украину. В 1785 г. вышла «Жалованная грамота дворянству», которая подтверждала все дворянские привилегии, дарованные ранее, и вводила дворянские сословные учреждения в уездах и губерниях.

Свои реформы Екатерина II начала с секуляризации - перехода монастырских и церковных земель в собственность государства (1763-1764). Ответом на крестьянскую войну Е. Пугачева стала губернская реформа 1775 г. Страна делилась на губернии (около 50) во главе с губернатором и уезды. Впервые судебные органы были отделены от исполнительных. Каждое сословие (кроме крепостных) получало свой суд и принимало участие в местном управлении. В 1775 г. были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине.

В 1785 г. была проведена городская реформа, согласно «Жалованной грамоте городам». Грамота вводила городское самоуправление, делила всех горожан на 6 разрядов, оговаривая их права и обязанности, подтвердила права и привилегии купечества.

Последней реформой Екатерины II стала реформа образования 1782-1786 г.г. Впервые в России создавалась система народных училищ - общеобразовательных школ с едиными сроками начала и окончания занятий, классной урочной системой, методикой преподавания дисциплин и учебной литературой.

Эпоха Екатерины великой - это время самой крупной в истории России крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).

Война охватила огромные территории от Поволжья до Урала, для ее подавления пришлось призвать регулярные войска.

Крестьянская война Е. Пугачева и Великая французская революция, в ходе которой был казнен Людовик XVI, заставили Екатерину II отказаться от политики «просвещенного абсолютизма». Стремясь предотвратить проникновение в страну революционных идей, правительство ввело строгую цензуру и контроль над поступавшей из-за границы просветительской литературой. Екатерина поспешила расправиться и с некоторыми русскими вольнодумцами. В 1790 г. был арестован и сослан в Сибирь автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев. В 1792 г. известный издатель и писатель, давний оппонент Екатерины Н. И. Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

Конец 34-х летнего царствия Екатерины II был отмечен расстройством финансов, беспорядком в делах управления, чиновничьим произволом, расцветом взяточничества. Стареющая императрица не могла уже контролировать ведение государственных дел, перепоручая их своим фаворитам.

Столкнулась Екатерина и с проблемой своих предшественников: кому передать престол? Отношения с сыном Павлом и нее были враждебными, и Екатерина решила передать престол своему старшему внуку Александру и объявить об этом 24 ноября 1796 г. Но время все решило за нее. 6 ноября императрицу хватил удар, и она скончалась. Императором стал ее нелюбимый сын Павел (1796-1801).

Подобно своему отцу Петру III, император Павел отличался непредсказуемостью и любовью к прусской армейской дисциплине. Он попытался восстановить зависимость высшего сословия от престола и перестроить армию по прусскому образцу, чем вызвал значительное недовольство гвардии и дворянства. Назревшее недовольство вылилось в последний в русской истории дворцовый переворот, в ходе которого Павел был убит. На престол вступил его старший сын Александр.

В годы царствования Екатерины II Российской империи удалось решить ряд внешнеполитических задач. В ходе двух русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Россия закрепилась на берегах Черного моря. Участие в трех разделах Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) вернуло России правобережную Украину и Белоруссию. В 1793 г. Россия заключила с Англией договор об экономической блокаде Франции, а в 1795 г. заключила союз с Англией и Австрией для совместной борьбы с революцией во Франции.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Итогами царствования Ивана IV стало следующее: значительное расширение территории страны, усиление самодержавной централизованной власти, ослабление боярско-княжеской знати, хозяйственный упадок страны, вызванный опричниной и Ливонской войной, закрепощение крестьян, отсутствие достойного преемника.

2. На рубеже XVI - XVII вв. Россия вступила в период Смуты, события которой ввергли страну в системный кризис, затронувший все сферы жизни общества. Страна оказалась на грани разрушения государственных начал и потери независимости.

3. Большинство историков в настоящее время склоняются к точке зрения, что реформы Петра I - это насильственная «европеизация России», которая положила начало модернизации страны, и в ходе которой окончательно закрепился абсолютизм.

4. Для периода дворцовых переворотов характерны такие черты, как расширение прав и привилегий дворянства, дальнейшее закрепощение крестьян, укрепление абсолютизма.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какие реформы были проведены Избранной радой?

2. Дайте характеристику периоду опричнины.

3. Каковы итоги правления Ивана Грозного?

4. Какое государство оказывало активную поддержку Лжедмитрию I и Лжедмитрию II?

5. Какое крупное народное выступление произошло в период Смутного времени?

6. Каким образом менялась роль Земских соборов и Боярской Думы при первых Романовых?

7. В чем состоит историческое значение Соборного Уложения 1649 г.?

8. Почему XVII век называют «бунташным» веком?

9. Какие территории вошли в состав России в XVII в.?

10. Какие реформы были проведены в правление Петра I?

11. В чем заключаются результаты реформаторской деятельности Петра I?

12. Каковы были причины периода дворцовых переворотов?

13. Охарактеризуйте реформаторскую деятельность Екатерины Великой.

14. Дайте характеристику правлению Павла I.

15. Какие направления внешней политики можно выделить в XVIII в.?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Выполните тестовые задания.

1. Какие исторические термины относятся к царствованию Ивана Грозного?

А – заповедные лета

Б – старообрядчество

В – опричнина

Г – земщина

Д – самозванство

Е – коллегии

 

1) АВГ

2)АДЕ

3) БВД

4) АГД

 

2. Какое из указанных событий произошло в XVI в.?

А – указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян

Б – указ о «заповедных летах»

В – введение бессрочного сыска беглых крестьян

Г – введение Юрьева дня

 

3. Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя В.Шуйского в 1610 г., называлось…

А – «семибоярщина»

Б – Верховный тайный совет

В – Совет всея земли

Г – Боярская дума

 

4. В каком году было положено начало династии Романовых?

А – 1605 г.                        

Б – 1613 г.                  

В – 1645 г.            

Г – 1682 г.

 

5. Какие из перечисленных событий связаны с царствованием Алексея Михайловича?

А – принятие Соборного Уложения

Б – стрелецкий бунт

В – Медный бунт

Г – отмена местничества

Д – церковный раскол

Е – новое летоисчисление

 

1) АВД

2) АБГ

3) БДЕ

4) ВДЕ

 

6. Какие из названных ниже органов власти возникли в эпоху Петровских преобразований?

А – министерства

Б – Сенат

В – Государственный Совет

Г – коллегии

Д – Земский Собор

Е – Синод

 

1) АБЕ

2) БГЕ

3) БГД

4) ВДЕ

 

7. Правление Петра I называют…

А – Смутой

Б – сословно-представительной монархией

В – абсолютной монархией

Г – просвещенным абсолютизмом

 

8. Что из перечисленного относится к эпохе «дворцовых переворотов»?

А – замена коллегий министерствами

Б – учреждение Cената

В – попытка ограничения власти монарха

Г – прекращение деятельности Земского собора

 

9. Укажите годы царствования императрицы, о которой идет речь: «Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец, как у нее… Но ее царствование было одним из самых благополучных в истории России…».

А – 1725 – 1727

Б – 1730 – 1740

В – 1741 – 1761

Г – 1762 – 1796

 

10. Укажите результат внешней политики Екатерины II.

А – выход в Балтийское море

Б – утверждение России на Черном море

В – контроль над черноморскими проливами

Г – вхождение Финляндии в состав России

 

Задание 2

Прочтите отрывок из работы Н.Костомарова.

Ответьте на вопросы: в каком веке произошли описанные события

и при каком правителе?

«Царство Казанское было разрушено – первым благодетельным последствием этого события было то, что более сотни тысяч человек несчастных русских рабов получили свободу и возвращены были Отечеству и христианству… За Казанью покорена была Астрахань»

 

Задание 3

Установите соответствие между именами правителей XVI – XVII вв. и их деятельностью.

 

Правители:

А – Иван IV                                        

Б – Лжедмитрий I

В – Михаил Романов                       

Г – Алексей Федорович Романов

 

Деятельность:

1) присоединение Поволжья

2) провозгласил себя императором

3) достиг выхода в Балтийское море

4) достиг выхода в черное море

5) указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян

6) присоединение Украины

 

Задание 4

Какие три из перечисленных мероприятия характеризовали политику

«просвещенного абсолютизма?

А – созыв Уложенной комиссии

Б – открытие Смольного института благородных девиц

В – принятие указа о единонаследии

Г – созыв Учредительного собрания

Д – запрет на ввоз иностранной литературы

Е – опубликование Жалованной грамоты дворянству

 

Задание 5

Назовите не менее двух задач внешней политики России в XVIII в.

Приведите примеры событий, относящихся к решению названных задач

(необходимо привести не менее трех примеров).



Занятие 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 935.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...