Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические партии. Эволюция конституционного права в США в ХХ в.
На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти — в политическом смысле — определяется исключительно соотношением сил Республиканской и Демократической партий. На протяжении XX в. подавляющее большинство американских избирателей поддерживали эти две крупнейшие партии. Исключительно кандидаты Республиканской или Демократической партий были президентами США, тем самым контролировали правительственную систему; основная часть депутатов Конгресса и местных властей также неизменно принадлежала к этим партиям. Время от времени на арену политической борьбы выходили другие партии, иногда отвоевывавшие у основных до 20% голосов избирателей. Эти партии были либо (1) идеологическими, подчинявшими свою деятельность идее полного переустройства общества, в основном на базе устарелого марксизма, либо (2) партиями одной проблемы (например, Женская партия борьбы за права в 1913-1920 гг. или Прогибицио-нистская, ратующая за запрет продажи спиртного), либо (3) местными партиями, либо (4) отколовшимися от основных. Для конституционного строя США XX в. безусловным правила стало политико-правовое доминирование феде рации и федеральных властей. 16-я поправка к Конституци (1913) в особенности закрепила право федерального конгресса ВЗР мать подоходный налог из любого источника, игнорируя при это интересы штатов. Тем самым был окончательно разрешен констит} ционный вопрос о финансовых прерогативах федерации и о возмог ности ее вмешательства в торгово-финансовую деятельность внутр отдельных штатов. Существенные изменения коснулись избирательного права. После первой мировой войны уже в 15 штатах было предоставлено избирательное право женщинам наравне с мужчинами. Президентская власть и Конгресс в США в ХХ в. Развитие центральной администрации. Законодательная защита гражданских прав На протяжении XX в. политическая жизнь страны характеризовалась соперничеством президентской власти и представительного органа — Конгресса за доминирование в решении государственных дел. Соперничество это было тем более значительным, что далеко не всегда (по результатам выборов1) президент в своей политике мог опираться на большинство своей партии в обеих палатах Конгресса. Только в 1930-е гг., в конце 1940-х, первой половине 1950-х гг. и в первый срок президентства Р. Рейгана (1980-1984 гг.) президентская партия располагала значительным большинством в Палате представителей и Сенате одновременно. Основанием для такого соперничества был рост значения президентской власти и полномочий. Президентская власть увеличила свое прямое законодательное значение (вообще не предусмотренное Конституцией). С 1920-1930-х гг. существенно сократилось количество вето президента на постановления и законы Конгресса. Однако в компенсацию этой стороны влияния президента на законотворчество сформировалась собственная система нормативных актов президента, который вправе издавать: 1) исполнительные приказы по практически любым вопросам функционирования государственного аппарата и даже взаимоотношений государства и граждан; 2) правила и положения деятельности государственных органов; 3) прокламации (в т. ч. административные) о направлении деятельности администрации; 4) планы реорганизации, которые считались обязательными к исполнению. Первые практически приобрели значение наравне с законами Конгресса, и число их было весьма большим — до 11 тыс. действующих актов на конец XX в. Закрепление за президентом чрезмерных полномочий вызвало противодействие Конгресса, особенно сильное в 1960-1970-е гг. Законом о свободе информации (1967) гражданам открывался доступ к разного рода административным досье, собранным на них властями и правоохранительными органами. Чтобы оградить гражданские интересы личности и с другой стороны, от нежелательного или неконституционного вторжения в личную жизнь (особенно со стороны средств массовой информации, правоохранительных органов) законодательство сформировало особое понятие «частной жизни» (privacy), посягательство на которую впредь расценивалось как правонарушение. Влияние универсального и регионального международного права. Изменения в современных Фундаментальных правовых системах: англосаксонской, романо-германской, Мусульманской и конфуцианской правовых системах. Общее и особенное в эволюции Национальных и фундаментальных правовых системах Влияние международного права осуществляется в современный период истории по нескольким основным направлениям: Защита прав человека, Координацию усилий в обеспечении мира, порядка и устойчивого социального развития в обозримом будущем. Региональное сотрудничество государств. Англосаксонская система как семейство стран прецедентного, или общего, права включает сегодня правовые системы стран нескольких континентов - Англии, США, а также Ирландии, Канады, Австралии и др. С обретением отдельными колониями статуса доминиона действие английских прецедентов и статутов сузилось, и этот факт однажды пришлось признать официально. Вестминстерским статутом 1931 г. установлено, что английский парламент не может издавать законы для доминионов без их согласия, а сами доминионы могут принимать свои местные законы, которые отныне не могут отменяться по причине их расхождения или противоречия законам английского парламента. Судебный прецедент по самой своей природе и сложившейся традиции использования не предрасположен к быстрым и радикальным переменам, отчасти потому, что он нередко основывался на местных правовых обычаях. Радикальным новшеством стало решение Палаты лордов в 1966 г. о том, что она отказывается от "жесткого следования прецеденту". На протяжении многих столетий отрасли права в англосаксонской системе различались не вполне четко и последовательно. Очевидное исключение составляли лишь гражданское и карательное право. Институт траста (доверенной собственности). Англосаксонское право вместе с римским (кодифицированным) правом предстают в истории права и правоведения как самые оригинальные и самобытные правовые традиции и остаются таковыми на протяжении многих столетий. Однако отдельные правовые понятия и конструкции в этих системах не являются застывшими, подвергаясь важным, хотя и не всегда заметным изменениям и трансформациям. Модернизирующееся мусульманское законоведение в своих конфронтациях с западным правоведением нередко выдвигает аргументы, свидетельствующие о том, что в так называемых самобытных особенностях мусульманской доктрины можно найти черты сходства с западной традицией. Эволюция системы политических партий. Парламент в Великобритании в ХХ в. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 520. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |