Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Войны: государственный строй демократических, социалистических и развивающихся государств




Тоталитаризмбыл характерен для всех сторон государственной жизни в социалистических странах. Но здесь существовали и не­которые отличия в развитии государства. Во многих европейских социалистических странах сохранились парламенты. И хотя ком­мунистические партии здесь также играли решающую роль, пар­ламенты создавали возможность для большего демократизма. Не только в большинстве европейских, но и в некоторых азиатских странах социалистической системы сохранялась многопартийная система при руководящей роли компартий.

В странах Западной Европы сразу после войны также большое влияние имели коммунисты, они входили в правительства двена­дцати стран. Но под влиянием США и в результате принятия плана Маршалла коммунисты были вытеснены из правительств. В Германии была проведена чистка государственного аппарата не только от фашистов, но и от коммунистов. В некоторых странах изменился государственный строй. В Италии вместо монархии была установлена республика. С развитием двух политических систем усиливалось их противостояние.

Послевоенное развитие капиталистических стран Запада не было безоблачным и гладким. Экономические кризисы продолжались в течение всей второй половины XX в: 1948—1949, 1953—1954, 1957—1958, 1960—1961, 1969—1970, 1973—1975, 1979—1982, 1990—1991 гг. Кризисы 70-х гг. были наиболее глубокими и пре­восходили все предшествовавшие послевоенные кризисы. Новой характерной чертой оказалась синхронность кризисов, что объяс­няется новыми чертами мировой экономики (НТР, рост интегра­ции производства, углубление международного разделения труда, специализация стран в экономике). В последней трети XX в. поя­вились новые структурные кризисы, порожденные диспропор­циями между развитием отдельных сфер и отраслей производст­ва. Кризис 1980—1982 гг. был самым всеохватывающим, он за­тронул весь капиталистический мир, развивающиеся страны и даже некоторые страны социализма.

В послевоенный период все чаше используется антикризисное го­сударственное регулирование как для выхода из кризисов, так и для их предотвращения. Для кризисов конца XX в. было характерно со­четание падения производства, роста безработицы, роста цен, не­догрузки производственных мощностей. Еще несколько лет назад в ряде стран (Голландия, Испания, Норвегия, Швеция, Франция) го­сударство активно вмешивалось в экономику, используя для этого индикативное планирование и программирование. В последние го­ды происходит переход от государственного вмешательства к огра­ничению роли государства, дается большая свобода рыночным ме­ханизмам. Сейчас государство большое внимание уделяет кредит­но-денежному регулированию. Отсюда такое влияние получили МВФ, Всемирный банк и другие финансовые структуры.

В конце XX в. усилились процессы интеграции. Наиболее разви­той формой международной интеграции является Европейский Союз. С 1 января 1993 г. функционирует единый внутренний ры­нок, проводится единая внешняя политика, установлено единое гражданство и единая валюта. Критериями для вступления в ЕС стали уважение прав человека, наличие рыночной экономики, введение законодательства ЕС, готовность осуществлять единую внешнюю политику.

После распада мировой системы социализма многие страны Юго-Восточной Европы выразили желание вступить в ЕС. Сейчас уже приняты Польша, Чехия, Венгрия, страны Балтии, на очереди Балканские государства.

Эволюция строя Третьей Республики во Франции в ХХ в. Падение Третьей Республики,

Возрождение авторитаризма

В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент 1 депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре для избрания необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов, лишь бы их было больше, чем у каждого из соперников. постепенное ослабление фактической роли главы государства — президента, низведение его полномочий до "церемониальных", не сопровождалось сколь-нибудь серьезным восстановлением равновесия исполнительной и законодательной власти за счет законодательного закрепления полномочий правительства.

Установление Четвертой Республики воФранции. Конституция 1946 г. Эволюция

Четвертой Республики

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа, с сильной исполнительной властью, способной противостоять "режиму партий" — "дестабилизирующему" парламентаризму эпохи Третьей республики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка (например, крупная католическая партия МРП), явно опасаясь установления режима "личной власти" генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти. Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссные положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции. Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не голько отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40—50-е гг.). В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки. Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента.

Установление Пятой Республики во Франции. Конституция 1958 г. Органы

Государственной власти

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу. Конституция 1958 г. Президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент — правительство — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета, также принимал их отставку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...