Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные культурные процессы в РК.




Современные культурные процессы Современный культурный процесс характеризуется противоречи­выми тенденциями. Народное образование, наука и культура получи­ли широкое пространство для саморазвития, свободы от идеологи­ческих догм и стереотипов. Это позволило преодолеть схематизм и однообразие во всех структурных элементах и звеньях духовной жиз­ни. Так, вместо единой трудовой школы утверждается плюрализм школьного образования. Открыты и начали функционировать гим­назии, лицеи, колледжи, частные и авторские школы. Издаются новые учебники по истории, зоологии и другим школьным предме­там. Ведущие высшие учебные заведения — Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматинский государственный уни­верситет им. Абая, Казахский политехнический институт и другие — открыли новые факультеты, необходимые для подготовки кадров специалистов, способных взять на себя ответственную задачу по осуществлению независимой внутренней и внешней политики Рес­публики Казахстан. Приняли первых студентов Международный ка­захско-турецкий университет им. X. А. Яссави в Туркестане, Инсти­тут культуры в Уральске и другие высшие учебные заведения. Расширились международные связи системы народного образова­ния. В 1991г. свыше 1000 казахстанских учеников, студентов и аспи­рантов продолжили обучение за рубежом34. Приводится в соответствие с новыми требованиями структура и тематика научных поисков Национальной академии наук Республи­ки Казахстан. Организованы новые научно-исследовательские ин­ституты, как Институт археологии им. А.X. Маргулана, институты космических исследований, механики и машиноведения, проблем информатики и управления, физико-технический и др. Расширяется сеть отраслевых академий наук. Начали работать Инженерная и Сельскохозяйственная академии РК. Для присужде­ния ученых степеней и присвоения ученых званий, контроля качества диссертационных работ создана Высшая аттестационная комиссия республики. Полным ходом идет реабилитация репрессированных ученых, писателей и специалистов. Увидели свет книги А. Байтурсынова, III. Кудайбердиева, М. Жумабаева, X. Досмухамедова, М. Дулатова, Ж. Аймаутова и Др. Чрезвычайную актуальность приобрела проблема возрождения казахского языка. Согласно закону о языках и Конституции Респуб­лики Казахстан казахский язык объявлен государственным языком. Намечен и осуществляется комплекс мер по переводу делопроизвод­ства на казахский язык. За два года открыты 654 казахских детских дошкольных учреждений и 292 общеобразовательные казахские шко­лы35. Повышается роль государственного языка в работе средств массовой информации. Крупным событием в культурной жизни республики стал Всемир­ный конгресс казахов, впервые собравший со всех концов планеты известных писателей и поэтов, художников и политологов, ученых и бизнесменов и других соотечественников. Вместе с тем современная культура Казахстана испытывает немалые трудности. Перевод плановой экономики на рельсы рыночных отношений, сопровождающийся падением объема производства, выз­вал серьезные издержки в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений культуры, народного образования и науки. Гуманитарная интеллигенция и специалисты непроизводственной сферы оказались социально незащищенными, что стало причиной забастовок учителей и медиков Казахстана в 1992 г. Наблюдается тенденция коммерциализации культуры. Под предлогом демократи­зации общества в духовную сферу проникли низкопробные изо- и кинопродукты, пропагандирующие порнографию, насилие, жесто­кость. Современные культурные процессы в Казахстане отражают, с одной стороны, крах тоталитарной системы, трудности рождения нового независимого государства, отказ от прежних узкоклассовых принципов, а с другой стороны, первые шаги утверждающего плюра­лизма, разных форм собственности, общественно-политических структур и мнений.

Духовные основы независимости. Культура современного Казахстана.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 606.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...