Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Языковая политика в Казахстане.




В Конституции Республики Казахстан гарантированы национальные и равные гражданские права представителей всех наций и народностей, проживающих в Казахстане, создание условий для развития их языка и культуры. Конституция закрепила за казахским языком статус государственного языка, а за русским статус языка межнационального общения. Кроме того, государство приняло на себя обязательство заботиться о развитии языков всех наций и народностей Казахстана. Закон «О языках Республики Казахстан», который был, принят в 1997 году, устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает, одинаковы уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.

Главная задача в области языковой политики – это поднять казахский язык до подлинного уровня государственного языка. Этот процесс должен идти одновременно с развитием других языков республики. Решение данного вопроса – это прежде всего забота о будущем казахской нации, о судьбе других наций, населяющих республику, попытка сохранения дружбы и единства между ними как залога процветания нашей общей Родины – Республики Казахстан.

Изменения в области образования.

После 1991 года определенный кризис испытывает система образования Казахстана. На 1 января 1993 года в республике было закрыто 303 детских сада на 154 тысячи мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений.

В 1991 году появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицей, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 году в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК «Об образовании», принятом 7 июня 1999 года в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.). В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно- практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы – интернаты для одаренных детей. В конце 1996 года принята государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.

В 2008-2009 годы школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.

Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологии, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.

В 2003 году в Казахстане функционировало 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность школ, где преподавание велось на: казахском языке – 3379; русском языке – 2299; узбекском языке – 72; уйгурском языке – 16; таджикском языке – 3; турецком языке – 1.

Высшее образования.

На начало 2002-2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.

В октябре 2004 году состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-2010 годы средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат–магистратура– докторантура.

Развитие науки.

1991 год является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.

Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса.

Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней, исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития.

Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 году, стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное общество.

Научный потенциал Казахстана складывается из более 320 исследовательских центров, региональных и специальных институтов. В различных отраслях науки работают 900 докторов и 20 тысяч кандидатов наук. Флагманом в этой сфере является Министерство науки, Академии наук Республики Казахстан, в системе которых действуют 35 исследовательских институтов. Академическими научными исследованиями охвачены практически все области фундаментальной науки как технического и гуманитарного профиля.

Большое количество казахстанских ученых участвуют в международных исследовательских проектах, также проходят стажировку в ведущих научных центрах США, Великобритании, Германии, Франции, Турции и других стран.

В 1999 году вышла в свет книга Н.А. Назарбаева «В потоке истории». В ней говорится: «Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех Президент в своей книге» «В потоке истории» подчеркнул, что принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этонократическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.

Книга Н.Назарбаева во многом является результатом осмысления, посвященной национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.

Н.Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамических императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная1». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном.

Продолжением курса нашей страны на диалог и стабильность в мире стал состоявшийся с 23 по 24 сентября 2003 года в Астане Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие представители всех мировых религии из Азии, Америки, Ближнего Востока и Европы. Его приветствовали Генеральный секретарь ООН, главы государства США, Франции, Великобритании, Италии, Египта и других стран, а также многие известные общественные и политические деятели.

В Декларации и решении, которые были приняты на съезде, отмечалось, что участники форума привержены таким вечным ценностям, как толерантность, истина, справедливость и любовь. Впредь данный форум было решено называть съездом лидеров мировых и традиционных религий, приводить его не реже одного раза три года, и следующий, Второй съезд провести снова в Астане.

Культурное наследие.

2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

Культура Казахстана поистине уникальна, поскольку представляет собой сплав многовекового духовного опыта всех населяющих страну народов.

Она отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики.

В стране действуют более 40 театров различных жанров, которые осуществляют постановки на пяти языках, около тридцати организаций индустрии развлечений, два цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей.

Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов.

В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави.

Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников.

Среди памятников, открытых к 10-летию независимости Республики Казахстан, самым значимым по своему замыслу, идее и масштабу является монумент «Защитникам Отечества», воздвигнутый в Астане 9 мая 2001 года. Идея Монумента принадлежит Президенту РК Н.А. Назарбаеву.

Монумент «Защитникам Отечества» имеет важное значение в деле укрепления казахстанского согласия, единства и сплоченности народа потому, что память о героическом прошлом – это фундамент, на котором строится будущее страны.

Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира.

Крепнут и успешно развиваются наши культурные международные связи. Искусство Казахстана достойно представлено за рубежом. Наши театры, творческие коллективы, отдельные певцы и композиторы постоянно выезжают в заграничные творческие турне и поездки.

Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Этому способствует то, что в стране культивируются практически все классические олимпийские виды спорта, действуют современные спортивные арены и дворцы спорта, в том числе ставший кузницей рекордов высокогорный каток «Медео» близ Алматы.

Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. В мировом табеле о рангах Казахстан занял 22 место. Это очень высокий показатель для молодого суверенного государства. Все это стало возможным только благодаря независимости.

128 Государственная программа "Культурное наследие".

Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Программа предусматривает создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

Государственная программа «Культурное наследие» является основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 810.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...