Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сістэмны крызіс у СССР. Спробы рэфармавання палітычнай сістэмы.




В 1957 г. в СССР была осуществлена перестройка кіраван-не промышленностью и строительствам. Вместо системы мини-ртэрстваў, организованных па отраслевому принципу, для кі-раўніцтва народным хозяйством была

и созданием Совнархоза в БССР было упразднена девять министерств, что привело к сокращению в составе Совета Министров республики.

Совнархоз выступал как орган государственного управления народным хозяйством, наделенный определенными исполнительно-расс-парадчымі полномочиями. В конфиденциальности, он осуществлял руководство порученными ему ветвями хозяйственной жизни и переданными в подчинение предприятиями, бу-даўнічымі и другими организациями. Постановления и распоряжения Совнархоза БССР могли быть измененный, упраздненный или к-поўнены Советам Министров БССР. Совнархоз БССР являлся коллегиальным органом, аяго структурные подразделения (уп-раўленні. и отделы) решали все вопросы на основе единоначалия.

Организация управления народным хозяйством по терри-тарыяльнаму принципа через саўнаргасы несколько пастбища-рыла возможности специализации и кооперирования в границах экономичного района, однако из временем было признана, что такая система ведет к драблення управления ветвями вы-творчества по многим экономичным районам и в связи с этим его аслаблення. Законам СССР "О изменении системы ор-дефектов управления промышленностью и преобразования некоторых других органов государственного управления" от 2 октября 1965 г. и соответствующими законами союзных рэспублік саўнаргасы были упраздненный. Вместо их начали создаваться агульнасаюз-ныя, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства.

Исполнительно-распорядительная деятельность Совета Министров осуществлялась через агульнанарматыўныя правовые акты (постановления), а конкретные вопросы, которые касались особ-ных предприятий и организаций, регулировались распаро-джэннямі.

Такие методы и формы деятельности высшего органа государственного управления БССР функцыяніравалі к началу 90-х гг.

В заключение надо отметить, что реальная полнота власти на Беларуси в разглядаемы период находилась в руках бюро ЦК КПБ и его первого секретаря. Именно аппарат ЦК КПБ готовил проекты более важных решений в республике, анализировал и контролировал деятельность повыше-шых государственных органов, подбирал и уготовлял кадры для работы в их.

 

 

62. Ликвидация СССР. Прававое закрепление беларускага дзяржаўнага суверэнітэту.

 

1. Попытка руководства СССР провести радикальные экономические преобразования привели к либерализации общественно-политической жизни, реформированию отношений между республиками и центром.

       2. В результате на местах стало разрастаться движение за национальную независимость. С 1989 г. национальный вопрос становится одним из самых главных во внутриполитической жизни СССР. Это стало следствием накопившихся в предшествующие годы проблем, которые в период перестройки разрешилось обсуждать открыто. В 1988-1989 гг. республиками Прибалтики были приняты Декларации о государственном суверенитете, 12 июня 1990 г. принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

       3. В результате 27 июля по примеру других Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете БССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции БССР и ее законов. Принятие Декларации не означало выхода из состава СССР, но этим шагом было положено начало движению к реальному государственному суверенитету.

       Затем в марте 1991 г. принимается Закон "Об основных принципах народовластия в БССР". В ст. 1 установлено, что "Вся власть принадлежит народу БССР, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Исключительное право выступать от имени народа республики принадлежит Верховному Совету".

       В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе СССР. На нем 82,7% проголосовали за сохранение СССР, но при условии его реального преобразования и т.д. в плане равноправия республик.

       К началу августа 1991 г. только 8 из 15 республик согласились подписать новый Союзный договор.

       19 августа 1991 г. через СМИ поступила на весь СССР хитрая информация:

       а) Горбачев по состоянию здоровья не в состоянии выполнять обязанности и его заменяет вице-президент СССР Янаев.

       б) в отдельных частях СССР вводится на 6 месяцев чрезвычайное положение, но по-прежнему верховенство закона принадлежит Конституции и Законам СССР. Для реализации этого создан Государственный комитет по чрезвычайному положению.

       в) начатая Горбачевым перестройка зашла в тупик и нужно срочно принимать меры.

       В ответ руководство РСФСР в обращении гражданам России объявило ГКЧП заговорщиками, а гражданам РСФСР нужно следовать Законам РСФСР и Указам Президента России + организовать бессрочную забастовку республиканского масштаба. Широкие народные массы поддержали руководство РСФСР, а силовые структуры отказались штурмовать Белый дом с руководством РСФСР. Путч провалился. ГКЧП арестован о направлен в суды.

       В результате Горбачев лишился рычагов власти и преобразование одних органов власти в другие было уже бесполезным.

       20-21 августа 1991 г. республики Прибалтики объявили о своей независимости. По их примеру пошли и остальные. Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Беларуси. В собственность Беларуси передавалось все союзное, что находилось на ее территории с соответствующим преобразованием органов контроля (например, КГБ БССР).

       19 октября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название страны – Республика Беларусь, введены герб и флаг.

       8 декабря 1991 г. Беловежские соглашения создали СНГ, что автоматически прекратило существование СССР.

       10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглашение и создании СНГ и принял решение о денонсации союзного договора от 30 декабря 1922 г.

       На встрече 11 республик союза в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. признан свершившимся факт распада СССР.

       Цель создания СНГ:

       а) осуществление мирного "бракоразводного процесса" между республиками бывшего СССР;

       б) развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между республиками бывшего СССР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...