Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественный и государственный строй Польской Республики (1918-1939 гг.) Правовое положение западнобелорусских земель в Польской Республике.
С первых дней мировой войны различные польские общественные группировки проявляли усиленную политическую и организационную активность. Однако лишь после краха России, Австрии и Германии, под властью которых находились польские земли, эти организации приступили к созданию независимого государства. Деятельность в этом направлении началась на территории, принадлежавшей Австрии. Польские депутаты австрийского парламента приняли решение считать себя с 15 октября 1918 г. гражданами польского государства. 28 октября 1918 г. политические партии Галиции образовали Польскую ликвидационную комиссию (ПЛК) — временный орган с законодательными и исполнительными полномочиями. 7 ноября 1918 г. в оставленном австрийскими войсками Люблине было образовано Временное народное правительство. Правительство опубликовало манифест, который предусматривал создание польской парламентской демократической республики, гарантирующей всем гражданам равные политические права. Манифест обещал провести радикальные общественные и экономические реформы. После освобождения из тюрьмы в ноябре 1918 г. Юзефа Пилсудского Люблинское Временное народное правительство самораспустилось, передав ему бразды правления. Польская ликвидационная комиссия также признала власть Пилсудского. Организация временных центральных органов Польской республики была утверждена декретом от 22 ноября 1918 г. В ноябре 1918 г. Польскую республику признали Австрия, Германия, Советская Россия, в январе 1919 г. - США, Франция, Великобритания, Италия. В этот период сформировались две концепции по вопросу территориального устройства Польши: одна, федеративная, была выдвинута Ю. Пилсудским, который хотел создать из Украины, Белоруссии, Литвы и Польши федерацию государств в противовес Советской России; другая, инкорпорационная, была представлена партией Национальной демократии. Политика экспансии на восточные земли с преимущественно непольским населением, активно поддерживаемая польскими помещиками, имевшими там земельные владения, привела к войне с Советской Россией, которая с переменным успехом продолжалась в течение 1919 и 1920 годов. Война эта, завершилась Рижским мирным договором, подписанным 18 марта 1921 г. По этому договору восточная граница была установлена таким образом, что в польском государстве оказалась значительная часть украинцев и белорусов, составлявших большинство населения его восточных областей. Независимая Польская республика формировалась как государство с капиталистическим общественным строем. Буржуазия и помещики сохранили свои экономические позиции. В их распоряжении были средства производства, что гарантировало им привилегии при распределении общественного продукта и позволяло играть ведущую политическую роль в государстве. Конституционные законы. Малая конституция, принятая 20 февраля 1919 г. установила основы политического строя государства на период до утверждения Конституции 17 марта 1921 г. В общественной структуре Речи Посполитой помимо двух основных классов, связанных с господствующим капиталистическим способом производства — капиталистов и рабочих, существовало многочисленное крестьянство, в городах проживали ремесленники и торговцы.
Основы государственного строя были заложены в Мартовской конституции 1921 г. Законодательную власть Конституция 1921 года предоставила сейму и сенату. Избирательное право было основано на всеобщем, равном, тайном, прямом и пропорциональном голосовании. Полномочия законодательных органов делились на: законодательные, контрольные, элекционные и конституционные. Президент Республики являлся главой государства. Он руководил органами исполнительной власти, представлял государство в международных отношениях, обладал законодательным и и судебными полномочиями. Президент избирался Национальным собранием сроком на семь лет. В случае необходимости его заменял маршал Сейма, которому передавались все полномочия президента. Совет министров (правительство). Совет министров состоял из министров, возглавляемых председателем совета министров. Министры несли солидарную и индивидуальную ответственность за свою деятельность.
Конституция 1921 г. предоставляла гражданам формально равные права па участие в политической жизни. Характерной чертой государственной политики во II Речи Посполитой было отстранение национальных меньшинств от практического участия в государственной деятельности. Изменение конституции в 1926 году. Мартовская конституция с момента своего утверждения подвергалась критике. Майский переворот вызвал изменения не только в самой модели политического строя, но и в ее функционировании. Острие переворота было направлено против парламента и в особенности против действующих в нем партий, которые обвинялись в том, что являются главной причиной пороков политической системы. Одним из наиболее распространенных был призыв к борьбе с всевластием Сейма и господством в нем партий, а также к оздоровлению — «санации» политической жизни. группировок парламентской оппозиции. В результате Майского переворота 1926 года в Польше был создан политический режим, сводящий на нет основные принципы, лежавшие в основе Мартовской конституции 1921 года. В связи с этим 23 апреля 1935 г. была принята новая Конституция (Апрельская). Апрельская конституция признавала превосходство коллективных интересов над индивидуальными. При этом усиленно подчеркивались обязанности личности по отношению к государству, а не ее права. Право граждан участвовать в общественной жизни ставилось в зависимость от заслуг «во имя всеобщего блага». Апрельская конституция отводила законодательным палатам второстепенную роль в системе высших государственных органов. Сейм и Сенат осуществляли конституционные, законодательные п контрольные функции в области, ограниченной полномочиями президента. Таким образом, Польша сформировалась как капиталистическое государство, обеспечивающее привилегированное экономическое положение буржуазии и помещикам. СТАНОВИШЧА ЗАХ. БЕЛ В СКЛАДЕ 2 Р.П. 1925 1939. Присоединение бел. тэрыторыи к Польше, что произошло из умовами Рижского миру1921г., означала адрыу часткинасельництва от бел. нацыи ( Гродн губерния,зн. Часть Виленскай и Минскай). В вынику присоединения тяжелой эканам. Становишча бел. губерняу не улучшилась. Адзинаягалина прам-ци -лес, якивывозиуся на экспорт. Правительство Польшы падзялиу бел. земли на 4 воеводства: Полесское, Навагрудскае, Виленскае, Белостоцкое. Становишча ухудшилась из "эканам. Крызисам " и да называемой "вяликайдэпрэссияй", из наступленнем фашизма в Еуропе. Несмотря на условия Рижского договора , праводзиуся курс на ограничение нац.-культ. Жыццямартовская конституция с момента своего утверждения подвергалась критике. Критиковались прежде всего недостатки парламентского строя. После гос. переворота , совершённого Ю. Пилсудским 12-15 мая 1926г., вопрос о реформе гос. Строя стал особенно актуальным. Новое правительство К. Бартеля выступило с проектом изменений и дополнений к Мартовской К. Проект был принятзначительнымбольшинствомголосов2 августа 1926г. Майский переворот вызвал переворот не только в самой модели , но и в его функционировании. Однимизнаиболее распространённым был призыв к борьбе с всевластием Сейма и господством в ней партии, а также к оздоровлению- "санации" полит. жизни, Мартовский переворотвнёс существенныеизменения в область гражд. Прав. Станислав царь внёс в 1933г. в Констит. Комиссиюконстит. Тезисы , как проект новой Конституции. Её приняли не сразу, т. к. проект встретилоппозицию. Системаорганов: президент(полномочия:законод., исполнит. Инициативы, изданиеисполнит. Постановлений ;Сейм и Сенат состоитиз 208; избир. Праволицамдостигшим 24 лет.).
48. Распрацоўка, прыняцце i асноўныя палажэнні Канстытуцыi БССР 1927 г. Социально-экономические и политические изменения, произошедшие с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики, проведение НЭП и политики белорусизации), потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8 Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г. Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. Основные черты: - она оформила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР. Закреплен принцип равноправия наций, государственных языков – белорусского, русского, еврейского, польского. Определен статус белорусского языка как языка межнационального общения. Признано право получения образования на родном языке, издания всех законодательных актов на всех местных языках. - четко определен классовый характер советского государства. Закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи. - оговорен вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР:"...БССР как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР", "...БССР как союзная республика сохраняет право свободного выхода из союза...". Однако сам механизм выхода раскрыт не был. - носителем верховной власти в республике являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР. - согласно ст. 40 для общего управления страной образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). Он наделялся правом издавать декреты и постановления, а также был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов. - на территории округа или района высшим органом власти были местные съезды советов и их исполнительные органы. - ярко выраженный классовый принцип при комплектовании органов власти и управления. Выборы были неравными, например, от 2000 рабочих избирался 1 депутат и 1 депутат избирался от 10000 крестьян. - на граждан возлагались обязанности трудиться и всеобщей воинской повинности. - провозглашались свобода митингов, шествий и т.д. Но только формально. - не закреплялся принцип разделения властей. Реально законодательная власть принадлежала Съезду Cоветов, ЦИК, Президиуму ЦИК, СНК. В Конституции ничего не говорилось о судебной системе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 861. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |