Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественный и государственный строй Польской Республики (1918-1939 гг.) Правовое положение западнобелорусских земель в Польской Республике.




С первых дней мировой вой­ны различные польские общественные группировки проявляли усиленную политическую и организационную актив­ность. Однако лишь после краха России, Австрии и Германии, под властью которых находились польские земли, эти организации приступили к созданию независимого государства.

Деятельность в этом направлении началась на территории, принадлежавшей Австрии. Поль­ские депутаты австрийского парламента приняли решение считать себя с 15 октября 1918 г. гражданами польского государства. 28 октября 1918 г. политические партии Галиции образовали Польскую ликвидационную комиссию (ПЛК) — временный орган с законодательными и исполнительными полномочиями.

7 ноября 1918 г. в оставленном австрийскими войсками Люблине было образовано Временное народное правительство. Правительство опубликовало манифест, который предусматривал создание польской парламентской демократической республики, гаранти­рующей всем гражданам равные политические права. Манифест обещал провести радикальные общественные и экономические реформы.

После освобождения из тюрьмы в ноябре 1918 г. Юзефа Пилсудского Люблинское Временное народное правительство самораспустилось, передав ему бразды правления. Польская ликвидационная комиссия также признала власть Пилсудского.

Организация временных центральных органов Поль­ской республики была утверждена декретом от 22 нояб­ря 1918 г. В ноябре 1918 г. Польскую республику признали Австрия, Германия, Советская Россия, в январе 1919 г. - США, Франция, Великобритания, Италия.

В этот период сформировались две концепции по вопросу территориального устройства Польши: одна, федеративная, была выдвинута Ю. Пилсудским, который хотел создать из Украины, Белоруссии, Литвы и Польши федерацию государств в противовес Советской России; другая, инкорпорационная, была представлена партией Национальной демократии.

Политика экспансии на восточные земли с преимущественно непольским населением, активно поддерживаемая польскими помещиками, имевшими там земельные владения, привела к войне с Советской Россией, которая с переменным успехом продолжалась в течение 1919 и 1920 годов. Война эта, завершилась Рижским мирным договором, подписанным 18 марта 1921 г.

По этому договору восточная граница была уста­новлена таким образом, что в польском государстве оказалась значительная часть украинцев и белорусов, составлявших большинство населения его восточных областей.

Независимая Польская республика формировалась как государство с капиталистическим общественным строем. Буржуазия и помещики сохранили свои экономические позиции. В их распоряжении были средства производства, что гарантировало им привилегии при распределении общественного продукта и позволяло играть ведущую политическую роль в государстве.

Конституционные законы. Малая конституция, принятая 20 февраля 1919 г. установила основы политического строя государства на период до утверждения Конституции 17 марта 1921 г.

В общественной структуре Речи Посполитой помимо двух основных классов, связанных с господ­ствующим капиталистическим способом производства — капиталистов и рабочих, существовало многочисленное крестьянство, в городах проживали ремесленники и торговцы.

 

Основы государственного строя были заложены в Мартовской конституции 1921 г.

Законодательную власть Конституция 1921 года предоставила сейму и сенату. Избирательное право было основано на всеобщем, равном, тайном, прямом и пропорциональном голосовании. Полномочия законодательных органов делились на: законодательные, контрольные, элекционные и конституционные.

Президент Республики яв­лялся главой государства. Он руководил органами исполнительной власти, представлял государство в международных отношениях, обладал законодательным и и судебными полномочиями. Президент избирался Нацио­нальным собранием сроком на семь лет. В случае необ­ходимости его заменял маршал Сейма, которому пере­давались все полномочия президента.

Совет министров (правительство). Совет министров состоял из министров, возглавляемых председателем совета министров. Министры несли солидарную и индивидуальную ответственность за свою деятельность.

 

Конституция 1921 г. предоставляла гражданам формально равные права па участие в политической жизни.

Характерной чертой государственной политики во II Речи Посполитой было отстранение национальных меньшинств от практического участия в государственной деятельности.

Изменение конституции в 1926 году. Мартовская конституция с момента своего утверждения подверга­лась критике. Майский переворот вызвал изменения не толь­ко в самой модели политического строя, но и в ее функционировании. Острие переворота было направлено против парламента и в особенности против действующих в нем партий, которые обвинялись в том, что являются главной причиной пороков политической системы. Одним из наибо­лее распространенных был призыв к борьбе с всевлас­тием Сейма и господством в нем партий, а также к оздоровлению — «санации» политической жизни.

группировок парламентской оппозиции.

В результате Майского переворота 1926 года в Польше был соз­дан политический режим, сводящий на нет основные принципы, лежавшие в основе Мартовской конституции 1921 года.

В связи с этим 23 апреля 1935 г. была принята новая Конституция (Апрельская).

Апрельская конституция признавала превос­ходство коллективных интересов над индивидуальными. При этом усиленно подчеркивались обязанности лично­сти по отношению к государству, а не ее права. Право граждан участвовать в общественной жизни стави­лось в зависимость от заслуг «во имя всеобщего блага».

Апрельская конституция отводила за­конодательным палатам второстепенную роль в системе высших государственных органов.

Сейм и Сенат осуществляли конституционные, за­конодательные п контрольные функции в области, огра­ниченной полномочиями президента.

Таким образом, Польша сформировалась как капита­листическое государство, обеспечивающее привилегиро­ванное экономическое положение буржуазии и поме­щикам.

СТАНОВИШЧА ЗАХ. БЕЛ В СКЛАДЕ 2 Р.П. 1925 1939.

Присоединение бел. тэрыторыи к Польше, что произошло из умовами Рижского миру1921г., означала адрыу часткинасельництва от бел. нацыи ( Гродн губерния,зн. Часть Виленскай и Минскай). В вынику присоединения тяжелой эканам. Становишча бел. губерняу не улучшилась. Адзинаягалина прам-ци -лес, якивывозиуся на экспорт. Правительство Польшы падзялиу бел. земли на 4 воеводства: Полесское, Навагрудскае, Виленскае, Белостоцкое. Становишча ухудшилась из "эканам. Крызисам " и да называемой "вяликайдэпрэссияй", из наступленнем фашизма в Еуропе. Несмотря на условия Рижского договора , праводзиуся курс на ограничение нац.-культ. Жыццямартовская конституция с момента своего утверждения подвергалась критике. Критиковались прежде всего недостатки парламентского строя. После гос. переворота , совершённого Ю. Пилсудским 12-15 мая 1926г., вопрос о реформе гос. Строя стал особенно актуальным. Новое правительство К. Бартеля выступило с проектом изменений и дополнений к Мартовской К. Проект был принятзначительнымбольшинствомголосов2 августа 1926г. Майский переворот вызвал переворот не только в самой модели , но и в его функционировании. Однимизнаиболее распространённым был призыв к борьбе с всевластием Сейма и господством в ней партии, а также к оздоровлению- "санации" полит. жизни, Мартовский переворотвнёс существенныеизменения в область гражд. Прав. Станислав царь внёс в 1933г. в Констит. Комиссиюконстит. Тезисы , как проект новой Конституции. Её приняли не сразу, т. к. проект встретилоппозицию. Системаорганов: президент(полномочия:законод., исполнит. Инициативы, изданиеисполнит. Постановлений ;Сейм и Сенат состоитиз 208; избир. Праволицамдостигшим 24 лет.).

 

48. Распрацоўка, прыняцце i асноўныя палажэнні Канстытуцыi БССР 1927 г.

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики, проведение НЭП и политики белорусизации), потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8 Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г.

    Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав.

    Основные черты:

    - она оформила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР. Закреплен принцип равноправия наций, государственных языков – белорусского, русского, еврейского, польского. Определен статус белорусского языка как языка межнационального общения. Признано право получения образования на родном языке, издания всех законодательных актов на всех местных языках.

    - четко определен классовый характер советского государства. Закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.

    - оговорен вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР:"...БССР как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР", "...БССР как союзная республика сохраняет право свободного выхода из союза...". Однако сам механизм выхода раскрыт не был.

    - носителем верховной власти в республике являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР.

    - согласно ст. 40 для общего управления страной образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). Он наделялся правом издавать декреты и постановления, а также был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов.

    - на территории округа или района высшим органом власти были местные съезды советов и их исполнительные органы.

    - ярко выраженный классовый принцип при комплектовании органов власти и управления. Выборы были неравными, например, от 2000 рабочих избирался 1 депутат и 1 депутат избирался от 10000 крестьян.

    - на граждан возлагались обязанности трудиться и всеобщей воинской повинности.

    - провозглашались свобода митингов, шествий и т.д. Но только формально.

    - не закреплялся принцип разделения властей. Реально законодательная власть принадлежала Съезду Cоветов, ЦИК, Президиуму ЦИК, СНК. В Конституции ничего не говорилось о судебной системе. 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 861.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...