Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теор. основы экзест. и гум. психотерапии




Экзистенциальная психотерапия - одно из направлений гуманистической психологии, как направление возникла на базе экзистенциальной философии и психологии. Основной акцент делается на самой жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Основоположником экзистенциализма стал Серен Кьеркегор (1813–1855), который сформулировал и обосновал понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни). Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

Основные принципы экзистенциональной психологии. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем: 1. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. 2. Свобода выбора. Только сами люди в данный момент их жизни, в данном месте ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди бы не страдали от отчаяния, отчуждения, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. 

Наиболее важная сссс, - это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.

Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.

Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потере смысла существования. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и испытывающий живой и радостный интерес к нему, никогда не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. Логотерапия сосредотачивается на будущем, иначе говоря, на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. Основная задача лечения, по мысли автора, заключается в изменении отношения пациента к своему страданию. Исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности" (в любви); 3) путем страдания.          Используются группы экзистенциального опыта (упражнение – человек переживает смерть, написание эпитафии).

Клиент-центрированный подход – это направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента. Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида. Терапевт должен демонстрировать три важных качества на протяжении всей терапии: безусловное позитивное отношение к клиенту, внимательную эмпатию (сопереживание) и искренность. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Психолог должен уметь работать с противоречиями реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно. В ходе беседы психолог пользует базовые техники: активное слушание – это вербальные приемы, направленные на эффективное понимание собеседника; безмолвное слушание – заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами, междометиями и паузами; техники вопросов – использование разнообразных вопросительных средств для получения новой информации о собеседнике (открытые, закрытые и альтернативные вопросы); побудительные высказывания, повествовательные высказывания и незаконченные высказывания; эмпатическое слушание – использование техник активного слушания и техник вопросов с целью вербализации эмоционального опыта собеседника.

Техники воздействия. интерпретация – вербально выраженная гипотеза консультанта относительно связи различных элементов проблемной ситуации; терапевтическая конфронтация – конструктивное столкновение клиента с информацией, противоречащей его опыту, его Я-концепции, его взгляду на ситуацию, на других людей; самораскрытие консультанта (рефлективная обратная связь) – сообщение, в котором, с одной стороны, выражено отношение консультанта к клиенту, но, с другой стороны, форма, в которой выражено это отношение, не приводит к разрушению их взаимоотношений, а напротив, к их оптимизации; рекомендации – это предложения и пожелания клиенту о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию.

Психологическое консультирование

– это процесс профессионального общения психолога-консультанта с клиентом, направленный на оказание психологической помощи. Психолог помогает решить как межличностные, так и внутриличностные проблемы клиента. Основной метод, используемый в психологическом консультировании – профессиональная беседа.

Подходы к практике психологического консультирования.Глубинная психология. Психодинамические теории, основоположником которых был З.Фрейд. Популярные сегодня транзактный анализ Э.Берна, гештальттерапия Р.Перлза, биоэнергетика А.Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории З.Фрейда. В процессе консультации психолог использует следующие приемы:1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово.2. «Фрейдовская ошибка» - это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения. 5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента по отношению к психологу. Обратный перенос – это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту. Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения. При бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.

Гуманистическое направление. В центре методологии – личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решения. Это отличает данное направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность. Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. В ходе беседы психолог пользует базовые техники: активное слушание – это вербальные приемы, направленные на эффективное понимание собеседника; безмолвное слушание – заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами, междометиями и паузами; техники вопросов – использование разнообразных вопросительных средств для получения новой информации о собеседнике (открытые, закрытые и альтернативные вопросы); побудительные высказывания, повествовательные высказывания и незаконченные высказывания; эмпатическое слушание – использование техник активного слушания и техник вопросов с целью вербализации эмоционального опыта собеседника. Техники воздействия: интерпретация – вербально выраженная гипотеза консультанта относительно связи различных элементов проблемной ситуации;терапевтическая конфронтация – конструктивное столкновение клиента с информацией, противоречащей его опыту, его Я-концепции, его взгляду на ситуацию, на других людей;самораскрытие консультанта (рефлективная обратная связь) – сообщение, в котором, с одной стороны, выражено отношение консультанта к клиенту, но, с другой стороны, форма, в которой выражено это отношение, не приводит к разрушению их взаимоотношений, а напротив, к их оптимизации;рекомендации – это предложения и пожелания клиенту о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию.

Бихевиоральное направление. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении.

Бихевиоральный анализ – это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог делает упор на действиях человека, а не на его размышления по поводу действия. Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера.

Виды психологического консультирования.Виды консультирования в зависимости от проблематики.

1.Кризисное (насилие); 2.Семейное (детско-родительские отношения, супружеские отношения); 3. Проблемное (проблемы в личной сфере, профессиональной и социальной). Виды консультирования в зависимости от возраста: детское; подростковое; взрослое.

Виды консультирования в зависимости от пространственной организации консультирования: контактное (очное); дистантное (заочное – телефонное консультирование, Интернет-консультирование и т.п.)

Виды консультирования в зависимости от сферы приложения: школьное;профессиональное;семейное;личностное;супервизия.

Этапы консультативной беседы (Алешина): А – знакомство с клиентом и начало беседы (5-10мин); Б – расспрос клиента, формулирование и проверка консультат гипотез (25-35 мин); В – психокоррекцион воздействие (10-15мин); Г – завершение беседы (5-10мин).

Этап 1 – начало беседы. Цель – подготовить клиента к исслед-ию проблем.ситуации. Задачи: 1)установление контакта; 2) создание атмосферы безопасности. Мероприятия – 1)встреча; 2)организац.вопросы; 3)инициирование беседы; 4)создание настроя на исслед-ие.

Этап 2 – исследование.Цель – понимание консультантом и клиентом проблемной ситуации.Здесь происходит переход от первичного запроса к его подтексту (к более глубокому пониманию проблемы).Задачи: 1)поддержать контакт с клиентом; 2) стимулировать вербал. активность собеседника; 3) помощь в описании проблемной ситуации; 4)способств-ние целенаправл развитию беседы; 5) осмысление того, что говорил клиент; 6) формулир-ие и проверка консультатив гипотез.Здесь используются базовые техники активного слушания, техники вопросов, техники эмпатич слушания.Консультативные гипотезы – версии консультанта о причинах проблемной ситуации.

Этап 3 – воздействие. Цель – изменение клиента (его эмоц состояния, отношения к другим и себе, представления о способах решения проблемы).Задачи: 1) структурирование информации с помощью интерпретации; 2) появление у клиента нового видения проблемной ситуации; 3) обсуждение вариантов решения проблемы.Результат этого этапа – переход к многомерному видению проблемной ситуации.

Техники – активное слушание, техники вопросов, эмпатическое слушание, техники воздействия (интерпретация, конфронтация, рефлективная обратная связь, рекомендации), специфич методы.

Этап 4 – завершение беседы. Цель – подведение итогов беседы.Мероприятия: 1)воздействующее резюме – суммирование и краткое обобщение того, чего консультант и клиент добились в ходе беседы. 2) обратная связь от консультанта. 3) активизация обратной связи от клиента. 4)обсуждение перспективы дальнейших отношений консультанта и клиента. 5) решение организацион и финанс вопросов. 6)прощание с клиентом.

Темперамент

– психодинамические особенности индивида, характеризующие интенсивность протекания его психических процессов и поведения. Темперамент определяет силу, скорость, возникновение и прекращение психических процессов.

Теории темперамента: По Гиппократу, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме. сангвинический (преобладает кровь). Подвижный, легко переживающий неприятности, живой. флегматический (слизь). Невозмутим, с устойчивыми настроением, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. холерический (желчь). Энергичный, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. меланхолический (черная желчь). Впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующего на окружающее, сдержанные движения и приглушенная речь.

Тип темперамента зависит от типа телосложения. Э. Кречмер 4типа и 3типа темперамента: 1. Лептосоматик хрупкое телосложение, высокий рост, длинные, худые конечности. Тип темперамента – шизотимик –замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, с трудом приспосабливается к окружению. 2. Пикник – тучный, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее. Тип темперамента – циклотимик - эмоции между радостью и печалью, легко контактирует с людьми. 3. Атлетик –развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Тип темперамента – иксотимик –спокойный, со сдержанными жестами и мимикой, часто мелочный. 4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Люди характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

И.П. Павлов выделил свойства нервной системы - сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность; подвижность. На их основе выделил 4 типа нервной системы: сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник); сильный - уравновешенный - инертный (флегматик); сильный - неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик). Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын расширили представление о свойствах нервной системы, лежащих в основе темперамента, и экспериментально установили, что наряду со свойствами нервной системы, выделенными И.П. Павловым, существуют и другие свойства, например: динамичность – легкость и скорость выработки условных рефлексов; лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения).

В. М. Русаловым были выделены четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты тем­перамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, по мнению Русалова, психологи­ческой характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Свойства темперамента: 1)Кант, Вундт: скорость; сила эмоциональных реакций. 2.Диамонд: уровень активности; преобладающий чувственный тон. 3.Айзенк: экстраверсию-интроверсию; нейротизм-эмоциональную стабильность. 4.В отечественной психологии активность и эмоциональность (В.Д. Небылицын); эргичность, пластичность, скорость (темп) и эмоциональная чувствительность (В.М. Русалов). 5.В работах В.С. Мерлина: Реактивность - степень выраженности непроизвольных реакций. Активность - быстрота и легкость мобилизации волевого усилия. Психический темп - быстрота или замедленность движений, походки, речи. Сензитивность - повышенная чувствительность к различным воздействиям. Пластичность-ригидность - легкость или трудность переключения с одного дела на другое, к новым людям, условиям. Экстраверсия-интроверсия - направленность человека на себя или на других. Структура темперамента: Небылицын выделяет 2 компонента: активность, эмоциональность. Активность – группа качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к освоению внешней действительности, самовыражению относительно внешнего мира. Структура активности (Небылицын, Крупнов): индивидуальный темп деятельности, склонность к разнообразию реакций, склонность к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным

Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств. Структура эмоциональности: чувствительность, эмоциональная лабильность

Мерлин выделяет 9 основных характеристик структуры темперамента:

1. эмоциональная возбудимость (насколько быстро и легко возникают эмоции)

2. возбудимость, внимание (степень изменения раздражителя для привлечения внимания)

3. силы эмоций (степень удовлетворения мотивов)

4. тревожность (эмоциональная возбудимость угрожающей ситуации)

5. активность (в интенсивности действий, связанных с достижением цели)

6. реактивность (определяет силу непроизвольной реакции на раздражителя)

7. пластичность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям)

8. резистентность (устойчивость психической деятельности)

9. субъективация (насколько действие определяется субъективными образами, а насколько зависят от настоящих впечатлений).

Физиологические основы темперамента: И. П. Павлов, изучая условные рефлексы у собак, об­ратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Выделенные типы нервной системы по количеству, и по основным характеристикам соответствуют четырем типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип- холерик; слабый тип - меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим прояв­лением общего типа нервной системы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...